Неправильное питание беременной может спровоцировать рак у правнуков

Избыток жира и синтетического эстрогена в пище во время беременности повышает риск рака молочной железы в трёх следующих поколениях.

Клетка рака молочной железы (фото Steve Gschmeissner).

Жирная или богатая эстрогеном диета во время беременности повышает риск рака молочной железы на протяжении трёх следующих поколений. К такому выводу пришли учёные из Джорджтаунского университета (США), опубликовавшие результаты своих экспериментов в Nature Communications. Исследования проводились на крысах; как обстоят дела у человека, доподлинно неизвестно. Но и пройти мимо таких данных нельзя, поэтому в ближайшем будущем учёные собираются выяснить, имеется ли названная связь — между диетой во время беременности и раком — у нашего вида.

В ходе эксперимента одних животных кормили пищей, обогащённой жирами, другим давали продукты с повышенным содержанием синтетического эстрогена. Кормили так только самок, непосредственно перед зачатием и во время беременности. В обоих случаях потомство сначала выглядело вполне здоровым. Но со временем у крыс следующего поколения развивался рак молочной железы, и это происходило намного чаще, чем у детёнышей самок, которым в пищу не добавляли ни лишнего жира, ни эстрогена. Причём повышенному риску заболеть раком подвергалось не только первое поколение, но и два следующих.

В случае с эстрогеном цифры были особенно впечатляющими: у дочерей, внучек и правнучек крыс, которые во время беременности получали лишний эстроген, рак молочной железы встречался на 50% чаще.

Любопытно, что при жирной диете повышенный риск возникновения рака передавался как по женской, так и по мужской линии, то есть через сыновей и дочерей. В случае же диеты с эстрогеном рак «наследовался» только по женской линии. По словам авторов, избыток жиров может срабатывать подобно эстрогену, сам же гормон, очевидно, вмешивается в эпигенетический код клеток плода. То есть вероятность рака повышается не за счёт мутаций, а посредством изменений в схемах управления активностью генов: с возрастом индивидуум становится, например, более чувствительным к соответствующим факторам риска.

Исследователи предложили математическую модель, которая подтверждает такую эпигенетическую раковую схему через три поколения. Кроме того, у крыс, предрасположенных к этому заболеванию, нашли несколько сотен областей в ДНК, метилированных иначе, чем в контрольной группе, — а метилирование ДНК есть один из основных механизмов эпигенетического наследования.

Хорошая новость, по словам учёных, в том, что эпигенетические аномалии исправить проще, чем собственно генетические: главное — вовремя их обнаружить.

Подготовлено по материалам Джорджтаунского университета.