Палеонтологи реконструировали вид 5-килограммового динозавра.

На западе Аргентины, вблизи границы провинции Сан-Хуан, были обнаружены останки небольшого тероподного динозавра триасового периода

Строго говоря, два скелета животного, названного Eodromaeus murphi, палеонтологи отыскали в предгорьях Анд еще в 1996 году, а период подготовки и исследования образцов затянулся.

В далеком прошлом рифтовая долина, в которой оказались погребены Eodromaeus murphi, находилась в юго-западной части Пангеи. Вулканы засыпали долину пеплом, создавая благоприятные условия для сохранения костей динозавров.

Палеонтологи реконструировали вид 5-килограммового динозавра
Eodromaeus murphi

Возраст останков Eodromaeus murphi, установленный методами радиометрического датирования, примерно равен 230 млн. лет, что соответствует карнийскому веку триаса. Классифицируя древнего ящера, ученые поместили его у «корней» эволюционного дерева тероподных динозавров.

Сравнение двух найденных образцов позволило составить практически полное описание скелета Eodromaeus murphi. Общая длина тела животного, по данным ученых, составляла лишь 1,2 м, а масса взрослой особи доходила до 5 кг. Некоторые анатомические черты динозавра, унаследованные его более крупными родственниками юрского периода, прямо указывают на принадлежность Eodromaeus murphi к активным хищникам: об этом свидетельствуют зубы загнутой формы с мелкими зазубринами по краям, приспособленные для измельчения мяса, удлиненные фаланги, обеспечивающие надежный захват добычи, шейные позвонки с углублениями для воздушных мешков. Удлиненные пропорции нижних конечностей давали ящеру возможность развивать высокую скорость, а хвост с жестким кончиком помогал ему маневрировать, сообщает compulenta.ru.

Интересно, что изучение Eodromaeus murphi заставило палеонтологов пересмотреть свои взгляды на классификацию эораптора, останки которого были найдены в 1991 году в той же долине. Динозавры имеют примерно одинаковый возраст и размеры, и многие специалисты причисляли эораптора к тероподам, но при сравнении скелетов выяснилось, что «тероподные» черты у последнего выражены в меньшей степени. В то же время определённые детали его строения (к примеру, увеличенные ноздри) характерны для растительноядных зауроподоморфов; в этот подотряд авторы и предлагают поместить эораптора.