Дэвид Финчер: Люди похожи на себя тогда, когда им скучно

Дэвид Финчер рассказал о своем новом фильме "Девушка с татуировкой дракона", о культурных различиях между шведами и американцами и о том, почему не взял Натали Портман на роль Лисбет Саландер. 

 Дэвид Финчер: Люди похожи на себя тогда, когда им скучно
Фото histori-person.livejournal.com

Первая громкая премьера 2012 года - экранизация всемирного бестселлера шведского писателя Стига Ларссона "Девушка с татуировкой дракона" американцем Дэвидом Финчером. В этом холодном, медитативном и жутковатом триллере режиссер возвращается к темам, затронутым в его картинах "Семь" и "Зодиак", а также вслед за прошлогодней "Социальной сетью" исследует "поколение XXI века". Недаром заглавной героиней, бисексуальной хакершей-социопаткой Лисбет Саландер, он сделал ту же актрису, которая сыграла подружку Марка Цукерберга в "Социальной сети", - Руни Мара, которую теперь, очевидно, ждет большое будущее: в картине Финчера она затмила таких общепризнанных любимцев публики, как Дэниэл Крэйг и Стеллан Скарсгард.  

- "Девушка с татуировкой дракона" - ваш третий фильм о маньяке-убийце. Неужели это случайное совпадение? 

- Не то чтобы случайное… Но и с параллелями я бы не торопился. "Семь" - фильм не о серийном убийце, а о самом понятии «зло», о том, как ты становишься его частью. "Зодиак" - кино о знании и познании, о приближении к этому познанию. Да и мой новый фильм не о маньяке. Убийца, скрытый в семье магнатов Вангеров, интересовал меня куда меньше, чем мужчина средних лет и социально неадаптированная двадцатилетняя девица. Что они сделают друг для друга? Как и почему познакомятся? Для меня очевидно, что своим сумасшедшим успехом книга обязана этой истории любви… или не любви, а чего-то большего - партнерства. Все остальное, включая детектив, - лишь бэкграунд. Хотя, конечно, существенный. 

- Стиг Ларссон уверял, что его Микаэл Блюмквист - наследник Калле Блюмквиста из детских детективов Астрид Линдгрен, а Лисбет Саландер - правопреемница Пеппи Длинныйчулок. Вы как-то учитывали эти референции? 

- Я, честно, вообще не слышал о Калле Блюмквисте и очень мало что знаю о Пеппи. Невозможно же учитывать все аспекты! В нашей версии Блюмквист не такой, как в книге. Он действительно совсем не супермен и не вполне сыщик. Он парень, который облажался. Ему стыдно перед всем миром. Именно таков он в сценарии Стивена Зэллиана, а мы старались придерживаться сценария - и, не скрою, я этим доволен! В книгу, правда, тоже изредка заглядывали, но не злоупотребляли этим. 

- Себя вы узнали в ком-нибудь из персонажей? Для Ларссона Блюмквист явно альтер эго, а для вас? 

- Ну, лично я никогда убийств не расследовал - все-таки это триллер, детектив, а не житейская история, так что примерить его на себя сложнее. Хотя тот Блюмквист, которого сыграл Дэниэл Крэйг, иногда очень похож на меня, а иногда на моего отца. Лисбет напоминает мне то мою дочь, то мою девушку. Да и меня самого временами: ее застенчивость, молчаливость, недоверие к окружающему миру, затишье перед тем, как она переходит к активным действиям… 

- Сложно было выбирать актеров на две главные роли? Крэйг - всемирно известная звезда, Руни Мара - наоборот, почти дебютантка, а ведь на роль Саландер претендовали Натали Портман и Скарлетт Йоханссон. 

- Дело в том, что кастинг - не конкурс красоты или популярности. Кастинг - вопрос не того, чьи лица ты хочешь видеть на экране. И не того, с кем ты хочешь поработать или просто познакомиться. Кастинг - это решение проблем. Как, кстати, и фильм как таковой. Проблем море, одни сложнее других, и мне необходимо найти тех людей, которые переложат хотя бы часть из них на свои плечи. Это и есть необходимые актеры. Я сразу сказал, что буду бескомпромиссен и не поддамся ни на чьи рекомендации при выборе актрисы: ее кандидатура - важнейший, принципиальный момент. А потом, когда я перепробовал человек тридцать, кто-то сказал: "Почему бы не Руни?" Мне идея показалась странной, парадоксальной: я видел ее только в роли подруги Марка Цукерберга из "Социальной сети", а это абсолютно противоположный персонаж - естественная, спокойная, нормальная девушка. Но потом я задался вопросом: нет ли у нее другой стороны, которую мы не изучали? Лисбет молчалива и косноязычна, у нее взрывной характер, хотя она невероятно умна - ей даже хватает ума не сопротивляться насильнику. Почему-то именно эта сцена в сценарии вновь навела меня на мысль о Руни… Результат вы видели. Руни - человек, при помощи которого я решал проблемы этой картины. 

- Фильм снят на английском, но делали вы его в Швеции и старались изо всех сил держаться шведской фактуры. Почему? 

- Это шведская книга - я не видел смысла в том, чтобы переносить действие куда-нибудь в Айдахо. В съемочной группе было десять американцев и восемьдесят шведов. Мы были в меньшинстве и не собирались навязывать свой стиль работы. С нами работали лучшие местные профессионалы, и почему бы не использовать это? Впервые я приехал в Стокгольм, уже прочитав книгу, но до того, как был готов сценарий. Я ничего не знал о городе и об этой стране, хотя с первого шага понял, что здесь не центр Лос-Анджелеса. А еще вряд ли кто-то даст мне тут закрыть целую улицу, чтобы заставить ее сорока трейлерами! Я сел на велосипед и объехал целый город, чтобы найти места для съемки и просто почувствовать это пространство. К тому же меня никто не узнавал в лицо, что, конечно, особенно приятно. Стокгольм прекрасен! Именно потому, что здесь редко снимают кино, горожане этого не любят. То же самое, кстати, можно сказать о Париже или Сан-Франциско. Что ж, пришлось многое менять - в себе, в самой манере съемки. 

- А шведская ментальность? Что о ней скажете? 

- Тут живут крутые ребята. Спокойные, уравновешенные. Здесь другие рестораны и бары, другая музыка. На улицах не услышите громкого шума или сирен. И этот город большой. В нем можно заблудиться, как в лабиринте, и это мне тоже нравится. 

- О вас рассказывают, что вы каждый эпизод снимаете в лучшем случае с сорокового дубля… 

- Вообще-то, это чистая правда. 

- А что, прямо каждый? Или только если что-то не ладится? 

- Меня бесит, что все об этом спрашивают. Я что, со зрителей больше денег беру за то, что снимаю фильм дольше времени? Понимаете, я не останавливаюсь до тех пор, пока не получу то, что мне необходимо. Я могу так хоть сто дублей сделать, если нужно. И это же не для того, чтобы актеров помучить! Попробую объяснить. Как правило, актеры входят в образ, готовят себя психологически и физически к своей роли, а затем начинают ее разыгрывать перед камерой. А мне-то этого не нужно. У меня и без того работают оператор, осветитель, художник-постановщик, и нечего актеру перетягивать внимание на себя. Поэтому он должен устать, дойти до нужной кондиции. Нет, его первая, непосредственная реакция очень важна - в каком-то смысле, и первый дубль всегда важен. Бывает и так, что после восемнадцати дублей я возвращаюсь к первому. Но редко. К тому же, надо сделать несколько десятков дублей, чтобы понять ценность первого. 

- А бывает, что трех дублей хватает? 

- Было такое. Как-то раз. А в "Девушке с татуировкой дракона" я снял кое-что с первого раза. Было необходимо показать, как автомобиль едет по только что выпавшему, девственно-белому снегу. Во второй раз уже не получилось бы: на снегу были бы следы шин. На самом деле я стараюсь организовать работу так, чтобы съемочный график, группа и актеры были встроены в мой замысел, чтобы конфликта не возникло. Все равно, конечно, работали мы долго: сто пятьдесят съемочных дней - не шутка. Но это потому, что в Швеции люди не привыкли трудиться дольше восьми-девяти часов в сутки, тогда как в Лос-Анджелесе мы работаем часов по двенадцать-тринадцать. Я сразу поставил студии ультиматум: снимать буду так долго, как мне понадобится. И продюсеры согласились. 

- А актеры-то не возмущались? 

- Что бы ни думали сами актеры, я знаю наверняка: они сыграют лучше, если будут знать, что домой не уйдут до тех пор, пока не достигнут нужного мне результата. А времени мне не жалко. За тридцать лет моей карьеры ко мне лишь пару раз приходило осознание того, что дубль № 2 был по-настоящему удачным, но в 98,9% случаев я использую при финальном монтаже один из последних дублей. Даже лучшие актеры в мире не способны выглядеть естественно в новой для себя обстановке. Я говорю им: "Здесь ты живешь, вот твой любимый диван, сюда ты кидаешь сумку, сюда - ключи, а здесь телефон с автоответчиком", - и самые виртуозные гении играют лучше на двадцатом дубле, чем на первом или втором. Потому что им скучно, им надоело! А люди похожи на себя именно тогда, когда им скучно.

По материалам Gazeta.ru







Интересные новости
Полнометражное порно Ксении Собчак
В России запретили ходить по улице без трусов
Ирина Билык написала стихотворение о войнеИрина Билык написала стихотворение о войне
Алина Кабаева родила Путину сына. Фото
Эксклюзивное фрик-шоу: как низко готовы пасть скандальные звезды (ФОТО)
Блок рекламы


Похожие новости

"Люди мої, люди, що ж це зі мною буде?" Олег Винник отримав текст пісні під свою музику"Люди мої, люди, що ж це зі мною буде?" Олег Винник отримав текст пісні під свою музику
Удар по багатоповерхівці у Харкові: кількість постраждалих збільшилася до 41 людини, пожежу локалізувалиУдар по багатоповерхівці у Харкові: кількість постраждалих збільшилася до 41 людини, пожежу локалізували
Люди танцюють, а на підлозі лежить Дорн: Женя Галич розповів про "легендарний фестиваль" в МаріуполіЛюди танцюють, а на підлозі лежить Дорн: Женя Галич розповів про "легендарний фестиваль" в Маріуполі
Люди тут або в лікарні, або мертві: як Мороко переживає наслідки землетрусуЛюди тут або в лікарні, або мертві: як Мороко переживає наслідки землетрусу
Саніна з The Hardkiss зустрілася з королем Чарльзом і розповіла, що він їй сказав: "Дуже приємна людина"Саніна з The Hardkiss зустрілася з королем Чарльзом і розповіла, що він їй сказав: "Дуже приємна людина"
Кожна шоста людина в світі страждає від безпліддя – ВООЗКожна шоста людина в світі страждає від безпліддя – ВООЗ
Смертоносний зсув сколихнув Перу через зливи: люди помирали під завалами з каменів і ґрунтуСмертоносний зсув сколихнув Перу через зливи: люди помирали під завалами з каменів і ґрунту
На Київщині загинуло три людини внаслідок неправильного використання генератораНа Київщині загинуло три людини внаслідок неправильного використання генератора
Літні люди влаштували бійку вилами на Одещині: медики роблять усе можливеЛітні люди влаштували бійку вилами на Одещині: медики роблять усе можливе
Дружина Остапчука обурилася вчинком відомої українки: "Дивують люди, які не мають совісті"Дружина Остапчука обурилася вчинком відомої українки: "Дивують люди, які не мають совісті"
Последние новости

Подгружаем последние новости