Исследование другой планеты на Земле: ученые разгадают тайну Антарктиды

Главную загадку Антарктиды - тайну горной гряды Гамбурцева собираются разгадать ученые. Это может быть последняя великая экспедиция на Земле, передает сегодня Би-Би-Си.

Гряда Гамбурцева расположена в восточной части Антарктиды. Ее протяженность составляет около 1 200 километров. Самая высокая точка гряды – 3 400 метров от подножия до вершины.

По своим масштабам горы Гамбурцева сопоставимы с Альпами в Европе. Единственная загвоздка заключается в том, что они расположены под слоем льда и снега толщиной от 600 метров до 4 километров.

Горная гряда была открыта в 1958 году третьей советской антарктической экспедицией под руководством Евгения Толстикова и названа в честь советского ученого-сейсмолога Григория Александровича Гамбурцева.

Ученые собираются выяснить, каким образом этот массив мог образоваться, а самое главное сохраниться в самом центре Антарктиды.

В экспедиции принимают участие ученые и инженеры из США, Великобритании, Германии, Австралии, Китая и Японии.

"Вы можете рассматривать это как исследование другой планеты, но на Земле", - сказал доктор Ферраччиоли.

Для научного сообщества открытие гряды в центре южного материка явилось полной неожиданностью, так как раньше считалось, что гор там быть не должно.

"Есть два простых способа формирования гор, - объясняет ведущий американский исследователь в экспедиции доктор Робин Белл. - Один - столкновение континентов. Но после столкновения, они эродируют, разрушаются. Последнее такое столкновение произошло более 500 миллионов лет назад. То есть их здесь просто не должно быть.

Второй способ - горячая точка, (c вулканами, которые пробиваются сквозь земную кору) как, например, на Гавайях. Но свидетельств того, что подо льдами было бы очень горячо, мы не видим", - сказал Белл.

По его словам, все это похоже на историю, как будто бы археолог открыл гробницу в древней пирамиде и увидел, что внутри сидит космонавт.

По одной из версий, именно район Гамбурцева был центром формирования ледяной шапки Антарктики. Более 30 миллионов лет назад на Земле значительно похолодало, и в этих краях образовались мощные ледники, которые затем слились в одно целое, образовав гигантский ледяной массив.

Экспедиция рассчитывает получить важные данные о климатических процессах в районе южного и северного полюсов.

Для изучения скрытых ледниками антарктических Альп будут использованы два специальных самолета, оборудованные средствами для сканирования льдов и измерения гравитационных и магнитных полей.

Чтобы понять глубинную структуру гор Гамбурцева, ученые установят специальные сейсмометры, которые будут фиксировать отголоски землетрясений, происходящих на другой стороне планеты.

Кроме того, ученые собираются взять образцы воздуха с разных глубин ледника над горами, чтобы понять какой была среда в этом районе Антарктиды миллионы лет назад.

По мнению участников экспедиции, в так называемой Антарктической провинции Гамбурцева есть участки, где можно получить образцы льда и зажатого в нем воздуха, которым более миллиона лет.

В настоящее время ученые располагают образцами льда, которому 200 тысяч лет.

Экспедиция займет примерно два с половиной месяца.

Весной этого года Антарктида удивила ученых новой разновидностью медуз , которая была обнаружена на Южном полюсе.

Стоит отметить, что уже на протяжении долгого времени Антарктида переживает сильнейшую оттепель , которая может отразиться на уровне мирового океана. Ученые переживают по этому поводу.