Астрономы измерили высоту солнечных хребтов

Специалисты NASA при помощи исследовательского зонда RHESSI с большой точностью оценили сферичность нашей звезды. Выяснилось, что Солнце не так уж и идеально.

В течение нескольких лет высокой активности поверхность Солнца стала больше похожа на "дынную корку", которая значительно увеличила "талию" звезды: экваториальный радиус светила стал немного больше, чем его полярный радиус.
Инвертированное изображение Солнца, снятое с помощью RHESSI в июле 2004 года (фото Hudson et al.).

"Солнце — самый большой, а значит, и самый гладкий объект нашей системы. Идеальность на уровне 0,001% определяется экстремально высокой гравитацией", — рассказывает ведущий исследователь Хью Хадсон (Hugh Hudson) из университета Калифорнии в Беркли (UC Berkeley), и добавляет: "Установить точную форму Солнца не так-то просто".

Команда учёных проанализировала данные, полученные космическим зондом RHESSI (Reuven Ramaty High-Energy Solar Spectroscopic Imager). Этот рентгеновский и гамма-телескоп был запущен в 2002 году и специализируется на изучении вспышек, происходящих на нашей звезде.

Никогда ранее его не использовали для определения сферичности Солнца. Однако выяснилось, что он очень даже подходит для этой цели.

RHESSI следит за солнечным диском через узкую щель в корпусе и вращается с частотой 15 оборотов в минуту. Благодаря такой скорости вращения аппарата, а также высокой скорости выборки данных (необходимой для того, чтобы запечатлеть солнечные вспышки), астрономы смогли определить параметры формы звезды с меньшими систематическими ошибками, нежели в предыдущих исследованиях.

На этом рисунке показано сжатие Солнца у полюсов (увеличенное для наглядности в 10 тысяч раз). Голубая кривая соответствует средним показателям сферичности Солнца за период в три месяца. Чёрная (из звёздочек) – 10-дневному отрезку. Её колебания обусловлены воздействием магнитных полей солнечных пятен (иллюстрация NASA Goddard Space Flight Center).

"Мы обнаружили, что поверхность Солнца неровная: хребты плазмы создают некий узор, похожий на дынную корку, но только значительно менее заметный", — пишут учёные в своей статье, вышедшей в журнале Science Express.

Во время периодов высокой солнечной активности (генерации сильных магнитных полей на Солнце) эти шероховатости "затеняют" истинные размеры экваториального радиуса Солнца.

К примеру, во время замеров в 2004 году такие неровности увеличивали разницу в видимых радиусах до 10,77±0,44 угловых миллисекунд (для сравнения: это всё равно что посмотреть на человеческий волос с расстояния в 2 километра).

"Для обывателя это, конечно, небольшой угол, но для учёных такое различие значит очень много", — говорит Алексей Певцов (Alexei Pevtsov), другой специалист, работающий с RHESSI.

Данное исследование позволило вычесть влияние магнитной составляющей и вычислить сжатие, определяемое только вращением и гравитацией: 8,01±0,14 угловых миллисекунд. Это значение близко к предсказанным данным (7,8 угловых миллисекунды).

Даже столь небольшие отклонения от идеала могут привести к изменению гравитационного воздействия Солнца на Меркурий и прочим важным последствиям. Кроме того, появляющиеся (пусть и небольшие) выпуклости "рассказывают" астрономам многое о внутренних процессах звезды.