Курицеподобный динозавр питался насекомыми

Необычную ветвь развития надотряда динозавров, проживавших когда-то на территории Северной Америки, описал палеонтолог Ник Лонгрич (Nick Longrich) из университета Калгари (University of Calgary).

Даже среди динозавров встречались особи размером с современную курицу. Учёный полагает, что обнаруженный им среди музейных экспонатов Albertonykus borealis является самым маленьким динозавром Северной Америки.
Кроме охоты за термитами пристрастием этого динозавра был, вероятно, бег на двух задних ногах (иллюстрация Nick Longrich).
"То были странные существа с длинными тонкими задними конечностями, короткими и толстыми передними лапами с длинными пальцами", — рассказывает Лонгрич.

70-миллионолетний скелет динозавра был обнаружен в 2002 году в парке Dry Island Buffalo Jump Provincial Park в канадской провинции Альберта (всего в тех местах их было около 20). Раскопками занимался нынешний соавтор Лонгрича по статье в журнале Cretaceous Research — Филипп Кьюрри (Philip Currie).

iAlbertonykus borealis/i вёл себя как муравьед (иллюстрации Nick Longrich).
Albertonykus borealis вёл себя как муравьед (иллюстрации Nick Longrich).

Динозавр принадлежит к семейству Alvarezsauridae, в которое также входят Alvarezsaurus calvoi, птицеподобный динозавр, вероятно, охотившийся на насекомых, и Mononykus olecranus, ещё один легковес с всего-навсего одним когтем на каждой кисти.

Как и его сородичи, A. borealis обладал длинными и тонкими задними конечностями, которые делали его проворным бегуном. В то же время сильные, хоть и короткие кисти обладали одним крупным когтем, который мог легко вскрывать брёвна во время охоты на термитов.

"По пропорциям "руки" маленького динозавра были короче, чем у Tyrannosaurus, но у них определённо была своя функция", — рассказывает Лонгрич. С их помощью можно было копать, но не рыть норы, поэтому учёные предположили, что именно поиск таких насекомых, как термиты, был главной задачей кистей A.borealis.

Косвенным свидетельством тому послужили найденные неподалёку части древних термитников, которые сохранились внутри окаменелых деревьев.

Ник Лонгрич демонстрирует окаменелые останки древнего дерева и свои художественные работы (фото Ken Bendiktsen и с сайта dailymail.co.uk).

Подробности вы найдёте в пресс-релизе университета.