Глиняные астероиды оказались способны переносить останки живых организмов

Опыт европейских ученых показал, что глиняные астероиды способны нести информацию о останках жизни на той планете, с которой они прилетели. Об этом сообщает журнал New Scientist.
Фотография метеорита ALH84001, сделанная с помощью электронного микроскопа. На ней ясно видны структуры, которые некоторые ученые склонны считать окаменелыми останками марсианской жизни. Фото NASA

В 2007 году Российское космическое агентство запустило на орбиту спутник "Фотон-М3". На нем в космос отправились мыши, бабочки и многие другие живые организмы. Отличительной особенностью спутника являлось то, что он был снабжен спускаемой капсулой "Фотино", которая 26 сентября 2007 года доставила на Землю результаты экспериментов.

На спутнике располагалась модель метеорита, которая представляла собой два куска осадочной породы и глины, прикрепленных к днищу спускаемой капсулы. Оба куска были земного происхождения: один из Шотландии, другой из Австралии. На заднюю часть модели (которая примыкала к защитному покрытию спутника) ученые нанесли слой цианобактерий Chroococcidiopsis. Кроме этого, кусок из Шотландии содержал окаменелые останки микроорганизмов, а в глине из Австралии присутствовали следы современных бактерий.

На анализ искуственных метеоритов у ученых ушло около года. Положительным результатом эксперимента можно считать то, что и окаменелые останки и следы организмов уцелели при приземлении (несмотря на воздействие температур, достигавших 1700 градусов по Цельсию, при входе в атмосферу). Цианобактерии, однако, погибли. Это связано с тем, что пламя, окружающее аппарат во время спуска, проникло между камнями и защитным покрытием спутника.

Вопрос о переносе живой материи метеоритами интересовал ученых достаточно давно. В 1996 году в журнале Science появилась статья, в которой утверждалось, что исследователям удалось обнаружить предполагаемые останки живых организмов с Марса. Находка была сделана при исследовании метеорита ALH84001, который упал на Землю около 10 тысяч лет назад. Ученым удалось установить, что возраст камня, выбитого, судя по всему, с поверхности Марса другим метеоритом, составляет около четырех миллиардов лет. В 2001 году появились публикации, таже подтверждавшие органическое происхождение следов. Новые результаты европейских ученых являются аргументом в пользу того, что окаменелые останки живых организмов могут переносится метеоритами.

В ООН предупредили о возможном затоплении мегаполисовВ ООН предупредили о возможном затоплении мегаполисов