Зафиксирован рекорд дальности планеты от солнца

Астрономы университетов Торонто и Монреаля (U of T, UdeM) обнаружили вблизи звезды 1RXS J160929.1-210524 очень похожий на планету объект. Впрочем, "вблизи" — это слишком громко сказано. Объект находится от родной звезды на расстоянии, в 10 раз превышающем дистанцию между Солнцем и Плутоном.

Профессор Рей Джаявардхана (Ray Jayawardhana) из университета Торонто известен нашим читателям по открытию двойной системы планемо (фото с сайта 4.bp.blogspot.com).

Надо сказать, что открыли систему довольно давно – в 2008 году. Однако только сейчас учёные убедились в своих прежних догадках и написали статью, которая вскоре будет опубликована в The Astrophysical Journal (пока можно почитать её препринт на сайте arXiv.org).

Итак, "новая" планета (по всем расчётам выходит, что она действительно гравитационно связана с 1RXS J160929.1-210524) оборачивается вокруг своего солнца аж за шесть тысяч лет. Радиус её орбиты равен примерно 50 миллиардам километров. Весит же она 0,008 от массы Солнца.

Звезда 1RXS J160929.1-210524 находится в 450 световых годах от нас в созвездии Скорпиона. Возраст светила – около 5 миллионов лет. На снимке: изображение её планеты, полученное в двух длинах инфракрасных волн (фото David Lafreni?re et al./The Astrophysical Journal).

Как столь большой объект мог сформироваться так далеко от родительской звезды, учёным пока не ясно. Но кое-какие рассуждения в своей статье они всё же приводят. Астрономы полагают, что в своё время из облака газа и пыли должна была сформироваться двойная звезда.

Но в данном случае второй "фрагмент" оказался слишком мал, оттого образовалась очень большая, очень холодная и столь отдалённая планета. Отметим, что открытие нынешней рекордсменки может повлечь за собой пересмотр существующих моделей образования планетарных систем.