Ближайшая к Земле черная дыра оказалась вдвое ближе

Ближайшая к Земле черная дыра V404 Cygni оказалась в два раза ближе, чем считалось до сих пор - она находится на расстоянии всего 7,8 тысячи световых лет. Такие данные были получены в ходе исследования, результаты которого опубликованы в журнале The Astrophysical Journal. Коротко о работе пишет портал Space.com.
Аккреционный диск вокруг черной дыры глазами художника. Изображение ESA/V. Beckman (NASA-GSFC)

Таким образом, V404 Cygni располагается достаточно близко к Земле, хотя, для сравнения, ближайшая к нашей планете звезда - Проксима Центавра из звездной системы Альфа Центавра - удалена на 4,2 световых года.

Черными дырами ученые называют объекты, гравитационное притяжение которых настолько велико, что они "не отпускают" от себя даже излучение. По этой причине наблюдать черные дыры непосредственно нельзя. Об их присутствии ученые судят, в частности, по излучению аккреционного диска - материи, которая падает на дыру.

Авторы новой работы наблюдали, как смещается положение V404 Cygni на небе по мере вращения Земли вокруг Солнца. Такая технология получила название измерения параллакса. Она используется для установления местоположения удаленных объектов. Исследователи работали с системой радиотелескопов High Sensitivity Array. В более ранних исследованиях использовались менее чувствительные приборы, в результате чего ученые недооценивали влияние на наблюдения пыли, заполняющей космическое пространство.

По словам исследователей, новая оценка расстояния до V404 Cygni поможет в изучении эволюции черных дыр. Эти объекты могут образовываться при коллапсе звезд, не превращающихся в сверхновые. Кроме того, рождению черной дыры может предшествовать взрыв сверхновой. В последнем случае образовавшаяся черная дыра будет двигаться с высокой скоростью.

Совсем недавно другая группа астрономов сделала очень важное для изучения черных дыр открытие. Ученые обнаружили промежуточное звено между черной дырой и белым карликом. Обнаруженный исследователями объект образуется в том случае, если "материнская звезда слишком мала для того, чтобы стать черной дырой или нейтронной звездой, но слишком велика для превращения в белого карлика.

Американский ученый разработал скафандр с «кнопкой жизни»Американский ученый разработал скафандр с «кнопкой жизни»