Гляциологи составили карту кочующих озер Антарктиды

Гляциологи составили первую подробную карту подвижных антарктических озер. Статья исследователей появилась в журнале Journal of Glaciology, а ее краткое изложение приводится на сайте NASA.
Карта подледных озер в Антарктиде (цветные пятна). Иллюстрация NASA/JPL

Подледные озера в Антарктиде испытывают колоссальное давление со стороны ледяного покрова. В результате часть воды в них может перемещаться с места на место, наполняя при этом соседние озера. Исследователи установили, что влага перемещается по средством тонкого слоя непосредственно под ледяным покровом, а также через систему каналов. Видео этого процесса доступно здесь.

В рамках исследования ученые в течение 4,5 лет наблюдали за подледными озерами в Антарктике при помощи инструментов спутника NASA ICESat. В общей сложности гляциологи изучили более чем 280 озер, однако подвижными из них оказались только 124. Большая часть подвижных озер оказалась расположена в прибрежных регионах полярного континента.

По словам исследователей, новая карта может быть полезна для предсказания изменений в ледяном покрове Антарктиды. Например, новая карта позволила установить, что в регионах, где много "переползающих" озер, лед движется достаточно быстро. По мнению ученых, между скоростью движения льда и подледными озерами, вероятно, существует некоторая взаимосвязь.

Недавно ученым впервые удалось составить карту гор Гамбурцева - гряды, которая располагается под ледяным щитом Антарктиды. Для изучения гор ученые использовали радиозондирование. Исследователям удалось установить, что обнаруженные горы не вписываются в существующую теорию формирования данных объектов из-за своей высоты. Дело в том, что движение ледников должно было сгладить пики, однако этого не наблюдается.