ДНК может быть сфабрикована

Израильские ученые продемонстрировали способ сфабриковать улики, используемые для идентификации личности на основе теста ДНК, подрывая доверие к "золотому стандарту" доказательной криминалистики. Исследователи воссоздали кровь и образцы слюны, содержащие ДНК персоны, не имевшей отношение к донору. Они также показали, что если получить доступ к содержащейся в базе данных информации о ДНК, возможно сконструировать образец дезоксирибонуклеиновой кислоты, совпадающий с оригиналом, без взятия ткани у самого человека. "Возможно просто срежиссировать сцену преступления, - говорит автор опубликованной в издании "Международная криминалистическая наука: генетика" (Forensic Science International: Genetics) статьи Дэн Фрамкин (Dan Frumkin). – Любому студенту-биологу это по плечу". Доктор Фрамкин является основателем компании Nucleix в Телль-Авиве, создавшей тест для различения настоящей ДНК и поддельной, который планируется продавать криминалистическим лабораториям.

Помимо подделки доказательств в криминальном деле открытие свидетельствует также о вероятности вмешательства тем или иным образом в частную жизнь. Используя определенные методики, возможно очистить чью-либо ДНК от следов употребления алкоголя или курения и поместить ее в образец слюны для предоставления в специализирующиеся на генетическом тестировании компании, чтобы проследить родословную или определить риск возникновения патологий в течение жизни. А знаменитостям стоит опасаться "генетических папарацци", говорит Гэйл Явит (Gail H. Javitt) из Университета Джона Хопкинса (Johns Hopkins University). Но в целом эксперты выражают настороженность: "ДНК намного легче оставить на месте преступления, чем отпечатки пальцев. Вся система правосудия основана на этой технологии идентификации личности". Хотя и добавляют, что среднестатистическому преступнику вряд ли по силам подделать доказательства такого характера.

Ученым удалось сфабриковать ДНК двумя способами. Один предполагает наличие настоящего образца, взятого из волоса или использованной посуды. Одиночную молекулу размножают с помощью стандартной техники полной амплификации генома. Конечно, чашку или волос можно оставить на месте преступления какие угодно, но слюна или кровь будут куда правдоподобнее. Авторы статьи взяли образец женской крови и с помощью центрифуги отделили белые клетки, содержащие ДНК, а в оставшиеся красные добавили размноженные молекулы из мужского волоса. Поскольку сами красные кровяные тельца не содержат ДНК, весь генетический материал в образце получился мужским. Его отправили в ведущую американскую криминалистическую лабораторию, которая заключила, что это нормальный образец мужской крови.

Другой способ основан на профилях ДНК, хранящихся в базах данных в виде серий чисел и букв, соответствующих индивидуальным особенностям 13 компонентов человеческого генома. Из пула образцов ДНК массы людей ученые клонировали небольшие фрагменты, представляющие разнообразие вариантов каждого компонента, создав своего рода библиотеку. Чтобы подготовить совпадающий с любым профилем образец, можно просто смешать фрагменты вместе. Набора из 425 фрагментов будет вполне достаточно для покрытия всех мыслимых комбинаций.

Денис Борн, 3DNews