Астрономы обвинили звезды в "поедании" экзопланет

Астрономы построили новую модель, которая доказывает, что экзопланеты, расположенные вблизи звезд, могут падать на свои светила. Статья исследователей появится в журнале The Astrophysical Journal, а ее препринт доступен на сайте arXiv.org. Краткое изложение работы приводится на сайте Университета Вашингтона.
Звезда, поглощающая планету, глазами художника. Иллюстрация NASA

В рамках исследования астрофизики изучили данные о большом количестве открытых на настоящий момент экзопланет. В основном их интересовали тела, найденные транзитным методом, которые располагаются вблизи своих светил. Из наблюдений известно, что существует нижняя граница радиуса орбиты, ближе которой экзопланеты не встречаются (около 0,017 расстояния от Земли до Солнца). Целью исследователей было объяснение особенностей орбит этих объектов.

Ученым удалось показать, что в результате взаимодействия различных факторов планета может оказаться слишком близко от звезды, и та ее поглощает. В качестве примера потенциальной жертвы ученые приводят недавно открытую планету COROT-Exo-7b. Этот объект вращается вокруг своей звезды на расстоянии менее 0,017 астрономической единицы (которая равна усредненному расстоянию от Земли до Солнца). Расчеты исследователей показывают, что эта планета будет поглощена звездой примерно через миллиард лет.

По словам исследователей, жизнь подобных экзопланет протекает следующим образом. Сначала планета образуется из протопланетной туманности достаточно далеко от звезды (согласно современным теориям, вблизи ей это мешает сделать излучение светила). Затем из-за взаимодействия с остатками пыли, которые замедляют движение планеты, радиус орбиты небесного тела постепенно уменьшается. Если он достигает критического значения, то в игру вступают приливные силы, которые и приводят к гибели второй.

Для планет, находящихся вблизи звезд, известны и другие эффекты. Так, недавно астрофизики доказали, что планеты, находящиеся вблизи светила, могут терять массу под воздействием потоков заряженных частиц, испускаемых звездой. По расчетам астрономов, эта потеря может составлять около 25 процентов. В частности, речь идет о небесных телах, располагающихся на расстоянии в 0,06 астрономической единицы.