Найден новый источник юпитерианского радиоизлучения

Один из проектов Австрийского научного фонда намеревался изучить радиоизлучение, исходящее от Земли и Сатурна. Но в его ходе совершенно случайно был зарегистрирован довольно мощный радиоисточник декаметрового диапазона, имеющий отношение к Юпитеру.

Радиоисточник неясной природы находится в пределах магнитосферы Юпитера, но вне его атмосферы. (Иллюстрация Helmut O. Rucker.)

Проект осуществлялся учёными из Института космических исследований в Граце (Австрия) под общим руководством профессора Хельмута Рукера. Для анализа радиоизлучения Земли и Сатурна применялись данные Обсерватории солнечной динамики НАСА, а именно аппаратов Stereo-A и Stereo-B. В ходе анализа исследователь Михайло Панченко обнаружил странное радиоизлучение, исходящее от Юпитера. Странным оно было потому, что имело периодичность, равную 10,07 земного часа. Но если этот радиоисточник, излучающий в декаметровом диапазоне, находится на поверхности Юпитера и его периодичность зависит от вращения планеты, то период должен быть равен юпитерианским суткам — то есть 9 ч 55 мин 29,7 с.

А если источник располагается не на Юпитере, а рядом с ним? Это возможно. Среди уже известных радиоисточников «юпитерианского направления» — спутник Ио (периодичность 42,46 часа). Одна беда — чтобы радиоизлучать, спутник должен находиться так близко, чтобы между ним и магнитосферой Юпитера шло интенсивное взаимодействие. И тогда на роль такого источника мало что подходит: та же Ио имеет значительно более длинный период обращения.

Тогда исследователи попробовали оценить, на каком удалении следуют быть новооткрытому радиоизлучателю, чтобы иметь периодичность, чуть превышающую 10 часов. Выяснилось, что относительно поверхности Юпитера (понятие «поверхность» в рассматриваемом случае, конечно, умозрительно) он должен находиться на удалении в 1,5% от радиуса этой планеты.

«Дальнейший анализ позволил сделать вывод о том, что радиоисточник вращается вместе с Юпитером. Мы подозреваем, что он находится поблизости от тороидального региона, заполненного плазмой и подпитываемого луной Юпитера Ио», — замечает доктор Панченко.

Напомним: подпитка этого региона вулканическим материалом, выбрасываемым Ио, действительно носит регулярный характер, и там наличествует существенное количество материи, способное взаимодействовать с магнитным полем Юпитера. (Словом, никакие это не юпитерианцы со своим «Спутником-1». Обидно.)

Правда, конкретный механизм такого взаимодействия остаётся весьма неясным. Скажем, у Земли таких радиоисточников нет, равно как и у большинства известных планет Солнечной системы…

Соответствующее исследование опубликовано в журнале Geophysical Research Letters.

Подготовлено по материалам Австрийского научного фонда.