Найден лекарственный метод стимуляции самовосстановления сердца

Учёные исследовали действие препарата, который значительно увеличивает способность сердечной мышцы к заживлению собственными силами после инфаркта. Открытие также раскрыло новые грани в работе клеток сердца.

Клетки-предшественники (показаны красным), выросшие в эпикарде, окружающим сердце (фото с сайта bbc.co.uk).

Биологи из университетского колледжа Лондона (UCL), совместно с коллегами из других британских университетов, а также американских и китайских институтов, в опыте на мышах установили, что у взрослых особей в эпикарде (наружный слой стенки сердца) имеются клетки-предшественники, способные при ряде условий мигрировать вглубь и превращаться в клетки сердечной мышцы — кардиомиоциты.

Правда для того, чтобы такое самостоятельное перепрограммирование произошло, клетки-предшественники нужно разбудить. Сделать это, как выяснилось, можно при помощи пептида тимозин-бета-4 (thymosin beta 4), ранее в опытах уже показавшего свой потенциал в плане восстановления тканей. Но вводить его нужно до приступа. Только заранее созданный фон из тимозина обеспечивал должный эффект.

Авторы эксперимента искусственно вызывали повреждение сердца у подопытных животных. Особи, которые заблаговременно получали тимозин-бета-4, активировали клетки-предшественники и заживляли повреждения. Способность их сердца перекачивать кровь улучшалась на 25%, уменьшалась рубцовая ткань, увеличивалась толщина стенки сердца. (Детали — в статье в Nature.)

По информации BBC, удача с мышами не означает автоматически, что данный метод будет работать (или работать со столь сильным эффектом) в людях. Но если выводы исследования можно перенести на человека, то открывается заманчивая перспектива.

По идее, такой предохранительный препарат по рекомендации медиков следовало бы принимать людям, живущим с сердечной недостаточностью после ишемической болезни сердца или острого инфаркта миокарда. Пептид-стимулятор мог бы оказаться полезным для пациентов с повышенным риском нового приступа. А такой риск может следовать как из уже случившегося инфаркта, так и из-за семейной предрасположенности.

Кроме того, врачи могли бы рекомендовать пептидное лекарство пациентам с признаками возможного приближающегося приступа. Сразу после него «подготовленное» заранее сердце могло бы начать саморемонт. Тем самым снижалась бы сердечная недостаточность и повышалось качество жизни пациента.

Учёные полагают, что после соответствующих исследований и тестов препарат такого рода мог бы стать доступным в течение десятилетия.