Астрономы увидели рекордно удаленный взрыв звезды

Астрономам удалось увидеть взрыв звезды, которая оказалась самым удаленным космическим объектом, обнаруженным телескопами. Об этом сообщает BBC News; целиком результаты наблюдений представлены в журнале Nature.
Красный цвет излучения говорит об удаленности вспышки. Изображение авторов исследования

Гамма-всплеск GRB 090423 произошел 13,1 миллиарда лет назад - спустя 630 миллионов лет после Большого Взрыва, когда возраст Вселенной составлял не более 4 процентов от нынешнего. Предыдущий "рекордсмен", вспышка GRB 080913, находилась на расстоянии 12,8 миллиардов световых лет.

Взрыв был зафиксирован 23 апреля 2009 года спутником NASA Swift. Затем за излучением стала наблюдать группа британских ученых, работающая на телескопе UKIRT диаметром 3,8 метра, который находится в обсерватории на Гавайях. Астроном Ниал Танвир (Nial Tanvir) сообщил, что ученые могли наблюдать вспышку GRB 090423 в течение 10 суток, в то время как сам гамма-всплеск длился около 12 секунд.

Танвир заявил, что в год Swift обнаруживает около 100 гамма-всплесков, и астрономы изучают их все в надежде обнаружить удаленный, подобно тому, который заметили в апреле. Одновременно за излучением от взрыва звезды наблюдала другая группа ученых, во главе которой стоял итальянский астроном Рубен Сальватерра (Ruben Salvaterra). Они использовали телескоп, находящийся на острове Ла Пальма Канарского архипелага. Профессор Сальватерра заявил, что вести такие наблюдения очень трудно, и поэтому то, что две независимые группы ученых сделали схожие выводы, свидетельствует об их правильности.