Найден способ воскресить каспийского тигра

Исследование, проведенное международным коллективом биологов, показало, что амурский тигр и вымерший каспийский тигр являются одним и тем же видом. Это открытие дает надежду экологам восстановить популяцию зверя в Центральной Азии. Работа ученых опубликована в журнале с открытым доступом PLoS ONE.
Каспийский тигр. Фото с сайта tigers.ca

До широкого внедрения в зоологию генетических методов ученые строили систематику живых существ на основании особенностей их анатомии. В популяциях тигров выделяли восемь подвидов, одним из которых был каспийский тигр Panthera tigris virgata. Генетический анализ, впервые проведенный в 2004 году, подтвердил существование пяти подвидов этих зверей. Родственные отношения между каспийским тигром, последний из которых был убит в 1970 году, и остальными подвидами оставались невыясненными.

Чтобы выяснить, к какому из подвидов ближе каспийский тигр, авторы данной работы решили сравнить митохондриальную ДНК, полученную из музейных образцов P. t. virgata, с митохондриальной ДНК других тигров. Исследователи определили последовательность нескольких участков ДНК, которые "известны" быстрой скоростью накопления мутаций. Сравнивая отличия в этих участках у тигров из разных групп, ученые могут оценить, как давно они разошлись и начали эволюционировать независимо.

К удивлению исследователей, сравнение выбранных участков ДНК каспийского и амурского тигров показало, что они отличаются друг от друга только одной "буквой" генетического кода. Другими словами, эти две группы животных являются одной группой.

Авторы работы полагают, что тигры разделились на две популяции в начале XX века, и в этом им "помогли" охотники. С тех пор каспийские и амурские тигры "накопили" незначительное число отличий.

Новые данные дают надежду, что ученым удастся восстановить популяцию тигров в районе Каспия. Численность популяции амурских тигров в 2006 году возросла настолько, что эксперты Всемирного фонда дикой природы (WWF) признали, что животные больше не находятся на грани вымирания.