Александра Маринина: Я все-таки женщина до мозга костей
Сосчитать, сколько уже лет с нами "Мадам детектив", первая женщина нового российского детектива Александра Маринина? 15 лет - со времени выхода первой книги. Эти 15 лет были не годами постепенного подъема, а моментальным взлетом. И это уже неизменно, это уже часть современной русской литературы. В честь своего юбилея (16 июня Марине Анатольевне Алексеевой исполнилось 55) писательница поностальгировала с "МК". Первая книга, первый автограф, первые читатели...
- Марина Анатольевна, Вы специально убежали из Москвы в Италию на свой день рождения?
- Нет, не убежала, мы всегда ездим сюда осенью и весной, в конце мая-начале июня. Я сейчас вернусь и буду праздновать в Москве с семьей.
- Писательница Александра Маринина с нами так давно! Если лет 10 назад можно было говорить о новом феномене российских детективщиц, то сейчас понятно: вы вошли в плоть и кровь современной литературы. Чувствуете себя ветераном литературной сцены?
- Я все-таки женщина до мозга костей. Слово"ветеран" применительно к себе - никогда, ни за что и ни в чем. Я всегда буду юной и неопытной!
- Ваш психологический возраст?
- Лет 35.
- В жизни когда-то наступает момент, когда ты чувствуешь, что ты не просто взрослый, а зрелый..
- Конечно. Помните замечательный французский фильм"Последний поцелуй"? Таксистка везет женщину, выслеживающую своего мужа, ей где-то под полтинник, муж ей изменяет с юной пианисткой... Женщина говорит таксистке:"Мы же вырастили двоих детей! Посмотри, в какой я форме, какое у меня тело, волосы, - ну чем я плоха?!" Таксистка ей говорит:"Дорогая, женщина, у которой 25-летний ребенок, не может быть 30-летней!" Так что когда я смотрю на своих внучек, я понимаю, что мне не может быть ни 25, ни 35.
- Прочитала любопытную цитату о вас из журнала 1998 года. Мол, Маринина ненавязчиво внедряет в умы читателей идеи демократии, умеренного феминизма и коррумпированности власти. Пройдемся по трем пунктам?
- Формулировка меня озадачила. Что касается феминизма, то никаких идей ни умеренного, ни экстремального феминизма я никогда не внедряла. Внедряю я всегда только одну идею: равноправия всех людей. Кто чем хочет заниматься, у кого к чему душа лежит, тот пусть то и делает - независимо от того, какого он пола и как принято в этом обществе. Хочет мужик сидеть дома и растить детей - имеет право. Хочет баба шпалы укладывать - имеет право. Эту идею я отстаиваю.
Что до идей демократии, то, как сказал известный во всем мире политик прошлого, демократия - это ужасная гадость, но, к сожалению, ничего лучше человечество не придумало. Никто толком не знает, что это такое. И уж тем более этого не знаю я. Поэтому идей демократии я внедрять никому не могу.
- А что касается коррумпированности власти?
- В 98-м году, наверное, это звучало свежо. Все еще было на волне, еще только 10 лет как случилась перестройка, 7-8 лет как распался Союз, все такое новое, во власти новые люди... Тогда действительно идеи коррумпированности власти не были банальными. Сегодня этим никого не удивишь, все и так знают, что власть коррумпирована. Я про это уже не пишу, это скучно. Так что формулировка загадочная, отточенная, но неверная.
- Образ доброго мента, пульсирующий нам с экранов и обложек, уже немного отошел в прошлое, но оптимистические полицейские сериалы все продолжают показывать. Согласны ли вы, что это все дальше и дальше от реальности?
- Образ мента, показанный в сериале "Глухарь", среди всей кино- и литературной продукции максимально приближен к реалиям. Другой вопрос, что сюжеты с подобным героем не несут никакой мысли. Чтобы описывать реалии, есть журналистика и документалистика. Художественное произведение должно быть нацелено на другое: сформулировать и донести мысль, идею, чувства. С помощью образов полицейских, максимально приближенных к реалиям, мы никакую идею ни до кого не донесем. Поэтому естественно, что в художественных произведениях полицейские совершенно на себя не похожи!
- Есть у вас из ряда вон выходящий роман -"Взгляд из вечности". Философская притча и роман о советском времени в одном лице. Явно для читателя это был эксперимент. Удался ли он?
- Да. Но вряд ли это был эксперимент. Эксперимент - целенаправленные действия, направленные на решения познавательной задачи: что получится? У меня была задача не познавательная, а эмоциональная: вывести себя из двухлетнего простоя и депрессии, написав то, что мне в данный момент хочется. Что из этого выйдет, как отреагирует читатель - мне было все равно. Мне было нужно для себя это написать. И я благодарна моему читателю, что он проникся, понял. И я довольна тем, что я не побоялась и сделала.
- Российский детектив в современном виде растет из лихих 90-х и тогдашней криминогенной обстановки, согласны?
- Знаете, все-таки есть (и не надо делать вид, что нету) мужской детектив и женский. Мужской - да. 98% действительно ногами оттуда. Женский - вообще растет не из детективного и не из криминального бытия, а из романтического. И к реалиям 90-х он отношение имеет весьма отдаленное.
- А читатель изменился ли за это время, с 90-х?
- Конечно. В 90-е хотели читать про то, про что в 80-е читать не могли. Милиционеры плохие, власти коррумппированны, в милиции бьют, есть воры в законе - вся эта информация была засекречена для граждан, за исключением тех, кто по долгу службы был с ней связан. И все хотели про это. Сегодня про это никто не хочет: есть газеты, ТВ, интернет, мы все это и так знаем.
- А что же сегодня читатель хочет от книги?
- Новое знание. Не в смысле, кто кого на самом деле убил. Новую мысль, чувство, новую идею, чтобы было о чем подумать. Если раньше была гонка за фактурой, то сейчас началась гонка за идеями. Я это чувствую и по читателю, и по себе, я же такая же, как все.
- Какой детектив вы бы назвали плохим?
- Это очень индивидуально, вкусово. Я категорически против понятий "хороший" и "плохой" в искусстве. Есть понятия "мне нравится" - "мне не нравится","моя эстетика" - "не моя эстетика". Одна и та же книга, прочитанная в одном состоянии духа, может тебе страшно понравиться, а через 10 лет ты ее прочтешь, у тебя уже другой жизненный опыт - и она тебе скучна.
- Как вы, вспоминая свои ранние книги, относитесь к ним? С умилением?
- Я их не перечитываю, конечно. Но вспоминаю с нежностью, да. Помню, с каким удовольствием, азартом, куражом я их писала! Мне все это так нравилось... Хотя я понимаю, что и сейчас я далека от совершенства, но за 40 написанных книг у меня хоть какой-то ремесленнический опыт появился. А тогда у меня и его не было. Это я все понимаю - но все равно нежно их люблю.
- А свой первый автограф помните?
- Помню! Это было после выхода первой книги "Убийца поневоле". В Лужниках был как раз праздник "МК". Это было летом 95-го года, там было книжное мероприятие, и издательство пригласило на автограф-сессию двух авторов - меня и Виктора Черняка. Я была уверена, что ко мне никто не подойдет: Черняк был автор с именем, у него было много публикаций... А у меня первая книжка вышла в апреле! Но ко мне подошло целых 16 человек. Я была так счастлива! Мне казалось, я уже такая большая, я дала целых 16 автографов.
- Особенно веселыми ваши детективы не назвать - но место юмору находится. Вы сознательно его вплавляете?
- Я пишу абсолютно бессистемно в этом смысле. Никогда не бывает представлений, что тут надо подпустить жути, а тут поддать юмору. Я действую чисто интуитивно. Кроме того, есть произведения, написанные от первого лица и от третьего. В тех, что написаны от первого лица (их у меня очень мало) есть широкая возможность для юмора. Повествование от третьего лица возможности юмора ограничивает. Само происходит. Пишу-пишу - раз, и самой стало весело, придумалась реплика, что называется, под руку попало. Но специально я ничего не придумываю.
- Недавний роман "Бой тигров в долине" - про искушение большими деньгами. У вас такое в жизни было?
- Не помню, честно вам скажу. Идея самой книги родилась из образа двух стариков, которые каждую новогоднюю ночь подбирают на улице какого-нибудь несчастного, которому некуда пойти, и приводят его к себе. Эта мысль родилась уже лет 5 назад, и я не знала, что с ней делать. Но откуда взялись такие суммы... В моей жизни соблазна большими деньгами никогда не было. Все, что у меня было, всегда было мной заработано, и зарабатывалось постепенно. Огромные суммы на меня никогда не обрушивалось. Но наблюдения за нашими согражданами навели меня на размышления о том, что халявные деньги до добра не доводят.
- Ваши поклонники знают, что вы человек, любящий спокойствие, и желательно неизменное. Вы бы хотели, чтобы время до следующего юбилея прошло также, как оно прошло после предыдущего?
- Нет, я бы хотела, чтобы это время прошло не сумбурно, стабильно, но с новыми нюансами, с новой эмоциональной окраской. Жить много лет на одном и том же эмоционально-психологическом фоне очень скучно. Пять лет - хороший срок, за который человеку может все надоесть. Почему американцы рекомендуют раз в 4-5 лет менять работу, местожительство и пр? Последние пять лет я прожила в определенном состоянии духа. Будущие пять лет хочу тоже спокойные, размеренные, но - в несколько ином состоянии духа. Чтобы не соскучиться.