Лекарство от диабета усиливает рост нейронов

Препарат метформин, используемый для лечения диабета второго типа, стимулирует во взрослом мозгу превращение предшественников нейронов в зрелые нервные клетки.

Клетка-предшественник нейрона (фото Eye of Science).

Метформин давно и широко используется при лечении диабета второго типа, особенно у больных с осложнениями вроде избыточного веса. Несколько лет назад учёные выяснили, что препарат помогает клеткам печени держать под контролем обмен глюкозы, воздействуя на протеинкиназу aPKC. Эта киназа, в свою очередь, активирует фактор транскрипции CBP, управляющий активностью генов, которые имеют отношение к метаболизму углеводов.

Как выяснили исследователи из Университета Торонто (Канада), эта же пара белков (aPKC и CBP) участвует в превращении предшественников нервных клеток в зрелые нейроны.

Естественно, им пришла в голову мысль проверить, не будет ли метформин стимулировать образование новых нервных клеток. В статье, опубликованной в Stem Cell, исследователи пишут, что метформин действительно давал такой эффект в культуре нейронов мыши и человека. Эксперименты на животных подтвердили результат: у взрослых грызунов препарат увеличивал количество новых нейронов в гиппокампе и обонятельной луковице — двух зонах в мозгу, где нейрогенез продолжается всю жизнь. Это сказывалось и на поведении животных: после курса метформина они выказывали б?льшую сообразительность, когда им надо было найти выход из лабиринта.

Возможно, в будущем это лекарство найдёт применение в неврологии, при лечении мозговых повреждений и расстройств. Однако авторы работы полагают, что метформин вряд ли поможет, например, больным синдромом Альцгеймера. Недуги, подобные ему, возникают с возрастом, а с течением времени, как ни крути, число стволовых клеток в мозгу всё же падает. Поэтому наибольшую пользу метформин может принести относительно молодому мозгу, у которого ещё есть достаточный запас стволовых клеток для превращения их в полноценные нейроны.

Подготовлено по материалам The Scientist.

Кирилл Стасевич, Компьюлента