Учёные описали самый древний кариес

Возможно, одну из первых рептилий, пострадавшую от кариеса, обнаружили канадские палеонтологи в древней породе. Находка разом накинула заболеваниям полости рта дополнительные 200 миллионов лет существования.

Учёные обнаружили в Техасе сразу несколько хорошо сохранившихся окаменелостей древних рептилий, но одна привлекла к себе особое внимание (фото Diane Scott).

Возраст всеядной рептилии вида Labidosaurus hamatus оценивается в 275 миллионов лет. Учёные исследовали окаменелость при помощи компьютерной томографии и определили, что челюсть рептилии частично разрушена и инфекция привела к потере нескольких зубов.

Рептилия пострадала от эволюционного преимущества – бессменного комплекта зубов. Предки L. hamatus довольствовались плохо закреплёнными в челюстях зубами, которые при любом подходящем случае вываливались, а на их месте вырастали новые.

Представители вида L. hamatus обладали постоянными зубами, которые позволяли им пережёвывать жёсткие растения и стебли. Однако ткани «выносливых», но перманентных зубов были подвержены бактериальному разложению (как и у взрослых людей), что приводило к абсцессу.

Палеонтологи предполагают, что жившая в палеозое рептилия могла даже погибнуть от разбушевавшейся инфекции (иллюстрация Naturwissenschaften).

Все подробности — в статье в журнале Naturwissenschaften и в пресс-релизе университета Торонто.

Юлия Рудый, Membrana.ru