Ученым впервые удалось создать живую клетку с синтетической ДНК. Экологи обеспокоены

Живую клетку впервые в мире удалось синтезировать американским ученым. Исследователи "построили" генетическую программу бактерии и ввели ее в клетку, исполнившую роль матки, пишет Би-Би-Си.

Получившийся в результате микроб, который уже окрестили "Синтией", выглядел и вел себя в полном соответствии с тем "диктатом", который осуществлялся через синтезированную ДНК, то есть как бы превратился в микроб другого вида.

Специалисты надеются, что со временем они смогут создавать бактериальные клетки, которые будут вырабатывать медикаменты и топливо и даже, возможно, абсорбировать парниковые газы.

Это событие, отчет о котором публикует журнал Science, называют прорывом в науке, однако скептики говорят, что синтез живых организмов влечет за собой немалый риск.

Работой руководил доктор Крейг Вентер, создатель института генных исследований с отделениями в американских штатах Мэриленд и Калифорния. Раньше он с коллегами уже создавал синтетический геном бактерии и пересаживал геном одной бактерии в другую. Теперь же ученые совместили оба метода с целью создания "синтетической клетки" - так они сами называют свое творение, несмотря на то, что действительно синтетическим является не вся клетка, а только ее геном.

Доктор Вентер сравнил эту работу с написанием программного обеспечения для клетки: ученые скопировали геном существующей бактерии, затем расшифровали его, разложили по полочкам все составляющие, а потом при помощи "синтезирующей машины" химическим путем изготовили копию.

"Теперь мы получаем возможность брать нашу синтетическую хромосому и трансплантировать ее в клетку-реципиент, то есть в другой организм, - объясняет доктор Вентер. - Как только эта новая программа внедряется в клетку, клетка ее считывает и превращается в тот вид, который прописан в этом генетическом коде".

Новая бактерия воспроизвела себя более миллиарда раз; в результате появились ее копии, содержащие синтетическую ДНК и подконтрольные ей. "Впервые синтетическая ДНК взяла на себя полный контроль над клеткой", - говорит доктор Вентер.

Он и его коллеги надеются со временем научиться проектировать и строить новые бактерии, которые будут выполнять полезные для человека функции. "Я думаю, потенциально это новая промышленная революция, - говорит ученый. - Если мы сумеем заставить клетки производить то, что нам нужно, они позволят нам оторваться от нефтяной соски и хотя бы частично сократить урон окружающей среде, улавливая углекислоту".

Доктор Вентер и его сотрудники уже работают в союзе с фармакологическими и топливными компаниями над созданием хромосом для бактерий, которые смогут производить топливо и вакцины.

Скептики, однако, предупреждают: не стоит преувеличивать потенциальные выгоды синтеза организмов. Так, доктор Хелен Уоллес из британской организации Genewatch UK, наблюдающей за исследованиями в области генетики, заявила, что синтетические бактерии могут быть опасными. "Если выпустить новые организмы в окружающую среду, вреда может выйти больше, чем пользы, - говорит она. - Выпуская их в зоны загрязнений - с целью очистки, - вы, по сути, создаете загрязнение иного рода. Мы не знаем, как такие организмы поведут себя на свободе".

Многие экологи и правозащитники заявили по горячим следам, что правительство не готово к регулированию этой революционной сферы науки. "Это квинтэссенция синдрома "ящика Пандоры" - как расщепление атома или клонирование овечки Долли. Мы все столкнемся с последствиями этого тревожного эксперимента... Он выдвигает новый круг проблем, к которому не готовы ни правительство, ни общество", - говорится в заявлении исследовательской "зеленой" организации ETC Group.

На это доктор Вентер отвечает, что он сам "инициирует дискуссии" о регулировании этой относительно новой научной сферы и об этических нормах его деятельности.

"В 2003 году, когда мы произвели первый синтетический вирус, он стал объектом пристального рассмотрения в смысле этичности его использования и прошел все ступени, вплоть до Белого дома, - напоминает ученый. - Кроме того, наши работы тщательно проверялись, в том числе и в Национальной академии наук США, а итоги проверок вылились в детальный отчет по этой новой области. Мы считаем эти проблемы очень важными и призываем к продолжению дискуссий, в которых намерены участвовать".

Что касается этических дискуссий вокруг синтетической, или искусственной, жизни, то они будут продолжаться. Профессор Джулиан Савулеску из Центра практической этики при Оксфордском университете отмечает: эта область науки находится "в отдаленном будущем, но она реальна и важна".

"Но и риски тоже беспрецедентны, - продолжает эксперт. - Нужны новые стандарты оценки рисков такого рода радикальных исследований и защиты от нецелевого их использования в военных или террористических целях. В будущем они могут использоваться для создания самого мощного биооружия, какое только можно себе представить. Задача состоит в том, чтобы съесть фрукт, но не червя".

Недавно появилась информация о том, что ученые создали эмбрионы, используя ДНК мужчины и двух женщин. У эмбрионов митохондриальная ДНК отличается от ДНК в ядре клетки.