Последняя миссия телескопа Хаббл

Космический телескоп Хаббл признается сегодня одним из наиболее значимых и успешных проектов, осуществленных национальным космическим агентством NASA. Пройдя через целый ряд испытаний, среди которых самым сложным была разработка и установка прямо на орбите системы оптической коррекции – у телескопа обнаружился дефект главного зеркала, не позволяющий получать четкие изображения. Это был первый и незапланированный ремонт космического телескопа, после которого он успешно проработал еще в течение девятнадцати лет, в ходе которых к нему не раз совершались экспедиции для плановой починки.

Но уже следующая экспедиция к космическому телескопу им. Хаббла, пятая по счету, станет последней. 11 мая на борту челнока Shuttle к орбитальному аппарату направится группа космонавтов, главной целью которых станет ремонт некоторых бортовых аппаратов телескопа, а также их модернизация. Запланировано, что миссия продлится одиннадцать дней.

Hubble

Если операция пройдет успешно, то возможности космического аппарата будет существенно расширены, предоставляя ученым возможность дальнейшего и более детального изучения объектов далекого космоса. Астрономы рассчитывают, что модернизированный телескоп проработает на орбите еще пять лет, в течение которых наверняка будет сделано немало интереснейших открытий: ученые постараются получить новые данные о составе и эволюции молодой Вселенной, провести более тщательный поиск экзопланет, попытаться-таки раскрыть тайну темной материи и темной энергии.

При помощи обновленного инструментария телескоп сможет наблюдать за галактиками, сформированными спустя всего 700 млн лет после Большого Взрыва. Впрочем, и более далекие и молодые галактики возрастом всего 500 млн лет не скроются от камер космического аппарата. Новые данные позволят лучше изучить и понять процессы зарождения звезд.

Экзопланеты – еще одна интереснейшая цель астрономических наблюдений, ведь телескоп позволит не просто найти новые планеты вне Солнечной системы, но и изучить состав их атмосферы при помощи бортовых спектрографов. Столь уникальные возможности космического аппарата оказались приятным сюрпризом как для широкой общественности, так и самих астрономов, и исследователи не желают упускать шанс изучить объекты, которые вполне могут оказаться обитаемыми.

Не менее важным является изучение загадочной темной материи, и одной из основных задач телескопа Хаббл станет измерение ее количества, что поможет оценить ее роль в эволюции Вселенной.

Именно эти направления исследования станут ключевыми для телескопа Хаббл на протяжении последующих пяти лет. В общей сложности космический аппарат проработает на орбите Земли около четверти века – выдающиеся результаты, если принять во внимание тот факт, что изначально телескоп был рассчитан на работу в течение 10 – 15 лет.

Александр Бакаткин, 3DNews