Сверхмассивные чёрные дыры можно взвешивать по-новому

Комбинированный снимок NGC 4649 в рентгеновском и оптическом диапазонах (фото NASA/CXC/Univ. of California Irvine/P.Humphrey et al., NASA/STScI).

Принципиально новый способ определения массы самых гигантских чёрных дыр предложили учёные из исследовательского коллектива под руководством Филипа Хамфри (Philip Humphrey), астронома из Калифорнийского университета в Ирвине (University of California at Irvine).

До настоящего времени методы определения масс гигантских чёрных дыр (весом миллиард Солнц) основывались на изучении движения газа и звёзд вокруг них. Однако способами, которые позволяли бы узнавать эту величину не косвенно, а непосредственно, до сих пор астрономия не располагала.

Новая методика в целом несложная. По ней газ, падающий на чёрную дыру, интенсивно разогревается. В результате центр галактики, где и находится чёрная дыра, обладает максимальной температурой. Чем она выше, тем больше масса.

Идея метода была разработана около десяти лет назад, однако впервые он был опробован только сейчас. Его учёные применили для изучения гигантской эллиптической галактики NGC 4649 (известна также как M60) с чёрной дырой в центре.

Температура была определена по данным рентгеновского телескопа Chandra. Согласно статье учёных (она будет опубликована в Astrophysical Journal), результаты оказались схожими с предыдущими данными.

Так как определение температуры происходит по результатам непосредственных наблюдений, новый метод обещает быть несколько более точным по сравнению с предыдущими.

Мало не зіткнулися: астероїд розміром із машину підлетів дуже близько до Землі