«Хаббл» нашёл сверхновую, которой больше 10 миллиардов лет

Исследователи, ведомые Адамом Риссом ( Adam Riess) из Университета Джонса Хопкинса (США), при помощи телескопа космического базирования «Хаббл» зарегистрировали самую далёкую и, следовательно, наиболее древнюю из известных сверхновых — SN UDS10Wil. Её взрыв случился 10,2 млрд лет тому назад, всего через 3,5 млрд после Большого взрыва.

Предыдущий рекордсмен, SCP-0401, был лишь немногим младше: возраст этой сверхновой примерно равен 9,84 млрд лет.

Рамкой выделен район, в котором можно увидеть сверхновую, вспыхнувшую 10,2 млрд лет назад. (Здесь и ниже иллюстрации NASA.)

SN UDS10Wil относится к типу Ia, то есть сверхновая взорвалась либо в двойной системе белых карликов, либо в системе из белого карлика и красного гиганта. Ещё недавно это позволило бы уверенно использовать её как «маяк» при определении удаления этого района Вселенной от земного наблюдателя. Однако недавние открытия показали, что вспышка такой сверхновой может происходить не только при превышении определённой фиксированной массы (предел Чандрасекара), но и при несколько бóльших (или меньших) массах. Учитывая, что условия формирования сверхновых в ранней Вселенной нам не слишком ясны, точно утверждать, что это «стандартная» сверхновая типа Ia, пока не приходится.

Однако астрономы полагают, что механизм появления сверхновой, скорее всего, был связан со слиянием двух белых карликов. Дело в том, что ранее 7,5 млрд лет тому назад в частоте возникновения сверхновых подобных типов намечается резкий спад. Если бы сверхновые юной Вселенной, когда звёзд рождалось гораздо больше, чем сейчас, образовывались по сценарию одиночного белого карлика, постепенно крадущего массу у соседней нормальной звезды, то взрывы сверхновых в этот период случались бы куда чаще. Между тем на практике всё происходит наоборот.

В сценарии же слияния пары белых карликов как причины взрыва малая частота таких вспышек объяснима. Белый карлик — это фактически «труп» нормальный звезды главной последовательности, и чтобы он мог образоваться, светилу надо прожить весь свой цикл. Разумеется, ситуации, когда сразу две звезды в одной системе успели пройти все стадии и стали белыми карликами, на заре существования Вселенной должны были случаться довольно редко.

Отчёт об исследовании будет опубликован в издании Astrophysical Journal 10 мая 2013 года, а с его препринтом можно ознакомиться здесь.

Подготовлено по материалам Института космического телескопа.