Биологи воссоздали песню кузнечика времён динозавров

Учёные из США, Великобритании и Китая исследовали надкрылья 165-миллионолетнего кузнечика. Биологи сумели реконструировать звуки, которые он издавал путём трения надкрылий друг о друга, как и его современные собратья.

Приспосабливаясь к изменениям в среде и появлению новых хищников, современные кузнечики изменили тональность песен (чёрный, синий, зелёный пики на графике), в сравнении с предшественником (красный). По вертикали – мощность сигнала, по горизонтали — килогерцы (иллюстрация fungalpunknature.co.uk, Jun-Jie Gu et al./PNAS).

Международная команда палеонтологов нашла этого доисторического кузнечника на территории современного Китая. Новое насекомое палеонтологи назвали Archaboilus musicus. Микроскопические гребёнки на его передней паре крыльев сохранились столь хорошо, что под микроскопом можно было выявить мельчайшие детали этого музыкального инструмента.

Правое и левое передние крылья изученного насекомого. Красными стрелками отмечены стридуляционные гребни (иллюстрация Jun-Jie Gu et al./PNAS).

Чтобы выяснить, как звучала песня древнего ухажёра, авторы работы сравнили геометрию его стридуляционных гребней с 58 аналогами из ныне живущих родственных видов. При этом биологи составили график соответствия размеров таких гребёнок и издаваемой ими звуковой частоты.

Так обнаружилось, что длилась одна музыкальная фраза у насекомого юрского периода 16 миллисекунд, а тон, на котором резонировали его надкрылья, составлял 6,4 килогерца. Это ниже, чем у многих современных последователей (10-16 кГц).

Учёные считают, только по одной этой особенности A. musicus можно многое узнать об обстановке в тогдашнем лесу. Сравнительно низкий тон песни кузнечика помогал ей разносится среди хвойных деревьев и гигантских папоротников. Самка могла услышать такой призыв с десятков метров.

К тому же выбранный древним кузнечиком диапазон помогал песенке выделиться в довольно шумной обстановке. Вероятно, там можно было услышать песни лягушек, других насекомых, плеск воды от рек и ручьёв.

Левый и правый гребни на увеличенных снимках (иллюстрация Jun-Jie Gu et al./PNAS).

Как рассказывает BBC News, скрывать эту песню от хищников у A. musicus не было острой необходимости. Кузнечик был ночным созданием, а вероятный охотник за насекомыми – археоптерикс – был активен днём.

Правда, кто-то из ранних млекопитающих тоже мог рассматривать кузнечика в качестве обеда и учился слушать его песенки. Таковыми могли быть Morganucodon и Dryolestes, передаёт PhysOrg.com слова одного из авторов работы Фернандо Монтеалегре-Запты (Fernando Montealegre Zapata) из университета Бристоля.

Но вот, к примеру, до появления летучих мышей, обожающих ночных насекомых, оставалось ещё 100 миллионов лет.

Биологи указывают, что по прежним представлениям столь чистые музыкальные вызовы самок развились у кузнечников позднее. Но выходит, что это довольно древняя инновация.

(Детали исследования можно найти в статье в PNAS.)