Раскрыт секрет выживания доисторических зверей Арктики

53 миллиона лет назад крупные травоядные животные, обитавшие за полярным кругом, не впадали в спячку и не мигрировали при наступлении полярной зимы, а вместо этого меняли рацион. Открытие совершили учёные из университета Колорадо в Боулдере (University of Colorado at Boulder).

Корифодон – одно из нескольких животных, приспособившихся к обитанию в "тропиках" за полярным кругом (фото American Museum of Natural History/D. Finnin.).

Травоядные эоцена не бегали от полярной зимы. Это помогли установить создания, жившие некогда на Канадском Арктическом архипелаге, а именно — на острове Элсмир (Ellesmere Island).

Доисторическая Арктика была "средиземноморьем", а точнее, говорят авторы нового исследования, в те времена и в тех краях можно было увидеть нечто вроде кипарисовых лесов и болот (там до сих пор можно найти огромные окаменелые пни, оставшиеся от той эпохи). Однако с наступлением полярной зимы доступный для травоядных зверей рацион радикально сокращался, и это не могло не доставить проблем, несмотря на тёплый климат.

Группа американских и канадских биологов находит окаменелости животных эоцена, обитавших в арктическом регионе (фото University of Colorado).

Авторы исследования изучили зубы трёх млекопитающих, останки которых были найдены на Элсмире: напоминающего гиппопотама корифодона, бронтотерия — древнего родственника носорога, а также ещё одного животного, являющегося предком тапира.

Анализ содержания изотопов углерода в различных слоях эмали рассказал учёным о типах растительности, которые потребляли животные в разные сезоны.

Так выяснилось, что вышеназванные создания не мигрировали на юг каждый год, но вместо этого переходили на необычные источники питания: ветки, опавшие листья, хвою вечнозелёных и грибы. И это — вместо цветковых и водных растений, а также листопадных пород (в летний период).

Анализ же изотопов кислорода в той же эмали помог "расшифровать" доступную в разные сезоны питьевую воду и уточнить климатические условия на острове 53 миллиона лет назад. Оказалось, что там было тёплое влажное лето и мягкая зима, во время которой температура колебалась от нуля до 20 градусов Цельсия.

Эти выводы могут оказать огромное влияние на изучение расселения по планете первых млекопитающих, позднее — предков нынешних копытных (лошадей и крупного рогатого скота), а также и приматов. А ведь расселение предполагает использование так называемых полярных мостов, связывавших Азию и Европу с Северной Америкой.

Чтобы захватить континенты (вернее, перебраться из Евразии в Америку) благодаря этим узким полоскам суши, расположенным в высоких широтах, животные должны были круглогодично обитать поблизости.

Раскрытие зимнего рациона "заполярных" травоядных эоцена помогает установить — как это всё происходило, и ложится в копилку доказательств наряду с другими данными. В частности, в высоких широтах палеонтологи находили детёнышей и подростков указанных млекопитающих.