300 млн лет назад рыбы уже видели в цвете

Палеонтологи впервые в своей работе обнаружили окаменелости палочек и колбочек, то есть светочувствительных клеток сетчатки глаза.

Данные клетки принадлежали рыбе Acanthodes bridgeyi, которая обитала в морях в конце каменноугольного периода (примерно 300 миллионов лет назад). Ученые полагают, что это позвоночное животное уже могло иметь цветное зрение.

Знания и сведения ученых об эволюции зрения у позвоночных очень отрывочны: в палеонтологической истории сохраняются кальцифицированные роговицы (наружные линзы) фасеточных глаз у членистоногих, но мягкие ткани глаз и мозга обычно тут же разлагаются после смерти.

Генго Танака и его соратники исследовали ископаемые останки рыбы под названием Acanthodes bridgei, найденные в геологической формации Гамильтон. Данное животное считается последним общим предком всех современных челюстноротых. По всей видимости, жила рыба на мелководье, в солоноватой воде. В окаменелости эксперты обнаружили следы глазных тканей и эумеланин.

В тканях четко видны хорошо сохранившиеся палочки и колбочки, а также следы от эумеланина, а это говорит о том, что светочувствительное зрение (при свете применяются колбочки, а в сумерках — более чувствительные палочки) существовало уже примерно 300 миллионов лет назад. Палочки явно указывают и на то факт, что рыбы видели в цвете, но окончательно эту гипотезу смогут подтвердить лишь следы опсинов (то есть белков светочувствительных рецепторов).