В Малом красном пятне Юпитера дуют рекордные ветры

Используя орбитальный Hubble, наземный телескоп Европейской южной обсерватории (Very Large Telescope) и данные с космического аппарата New Horizons, Эндрю Чэн (Andrew Cheng) и его коллеги из лаборатории прикладной физики университета Джона Хопкинса (JHU APL) выяснили, что скорость ветра в сравнительно молодом Малом красном пятне Юпитера (Little Red Spot — LRS) — одна из самых высоких среди всех когда-либо обнаруженных на какой-либо планете.
Малое пятно в искусственных цветах, приближенных к естественным. Кстати, пусть вас не смущает название пятна — размером этот суперураган почти с Землю (фото NASA/Johns Hopkins University Applied Physics Laboratory/Southwest Research Institute/HST).
Малоепятно в искусственных цветах, приближенных к естественным. Кстати,пусть вас не смущает название пятна — размером этот суперураган почти сЗемлю (фото NASA/Johns Hopkins University Applied PhysicsLaboratory/Southwest Research Institute/HST).

Напомним, New Horizons летит на Плутон (подробный рассказ о миссии вы найдёте в нашем материале). Но по пути он совершил гравитационный манёвр у Юпитера, что позволило изучить газового гиганта поближе. О первых результатах того знаменательного "свидания" мы подробно рассказывали, а теперь исследователи получили новые сведения.

Обработав кадры с высоким разрешением, снятые с промежуток в полчаса, учёные вычислили, что в грандиозном антициклоне, каковым и является LRS, ныне дует ветер со скоростью примерно 620 км/ч, а это больше, чем в Большом красном пятне, которое живёт, по меньшей мере, три столетия.

Исследователи уточняют, что скорость потоков в LRS составляет от 155 до 190 метров в секунду. Мало где можно найти ветер посильнее. Разве что один из "горячих Юпитеров" может похвастать ветром в 9600 км/ч (то есть почти 2,7 километра в секунду).

Специалисты напоминают, что история LRS началась в 1998 году, когда слились два небольших юпитерианских шторма. В 2000-м к ним присоединился третий, крупный, ураган, сформировав собственно LRS, который начал крепнуть и эволюционировать. Так в конце 2005 года он, по до сих пор неизвестным причинам, поменял цвет с белого на коричневый, а чуть позже — на кирпично-красный.

"Этот шторм всё ещё развивается, и некоторые изменения, остаются загадочными", — говорит Чэн. Тем не менее именно LRS должен помочь учёным детальнее разобраться с такими огромными штормами.

Исследователи совместили множество различных съёмок в разных диапазонах длин волн (в том числе — инфракрасном), проводившихся в разное время как космическими зондами, так и телескопами, работающими на Земле и околоземной орбите, и составили картину глубинной структуры шторма.

Они узнали, что LRS сходен по строению с Большим пятном, и оба они бушуют в стратосфере, выше, чем обитают меньшие ураганы этой планеты.

Также выяснилось, что скорость ветра в LRS за последние семь лет — в промежутке между визитами Galileo и New Horizons — заметно выросла, и что она ныне существенно превышает скорости потоков в малых штормах, некогда LRS и образовавших.

По словам учёных, это подтверждает идею, что красноватый цвет обоих пятен объясняется общим механизмом. Вероятно, подъёмом этими антициклонами материала из глубин планеты.