Дмитрий Дюжев: Искусство - вечно, а политика - временна
Интервью с известным российским актером Дмитрием Дюжевым проходило в доме детского творчества "Оберіг", который находится в маленьком городке Боярка. Оказывается, Дмитрий Дюжев уже не первый раз приезжает к местным воспитанникам театральных студий и помогает им постигать азы актерской профессии.

Мастер-класс "от Космоса из Бригады" был интересен не только детворе, но и их родителям. Дмитрий "разобрал" театральные постановки, позанимался с некоторыми исполнителями. Кроме этого, он много рассказывал и о своей творческой судьбе, таким образом раскрывая секреты мастерства. Поэтому, готовясь к интервью, хотелось задать вопросы, не связанные с его ролями, победами в телевизионных шоу и тому подобным. Хотя без вопросов о любимых киногероях все же не обошлось.
- Дмитрий, Вы сегодня дали серьезный мастер-класс начинающим актерам. Вы также снимались в фильме "Каникулы строгого режима", где многие роли исполняли дети. Тяжело ли работать с детьми в кадре?
- Да. Сложность в том, что это - человек непрофессиональный, непредсказуемый, необязательный, неответственный. Он свободен в своем возрасте. Ему дали текст, сказали, как это сказать, куда подойти и что делать, но он не умеет играть. И здесь возникают две вещи: либо ужасная игра или говорят, что "играет, как ребенок". У него настолько это выходит органично, что в этот момент начинаешь сомневаться в правильности своей игры. Когда работаешь с взрослыми артистами, все немного поднаигрывают. Это чуть проще, чуть легче. Как бы, есть такой момент партнерского договора. С ребенком так не договоришься. Он такой, какой есть. Он иной не будет. Или он тебя переигрывает, или надо выдавать по-максимуму для того, чтобы быть в кадре хотя бы наравне с ребенком. А ты же вроде как умеешь играть, и текст у тебя есть, и выражения, понимаешь, но уровень игры тебе задает он.
- Во время подведения итогов детского театрального фестиваля Вы обратились к родителям с просьбой подумать, действительно ли они хотят для своих детей актерского будущего. Это было убедительно и неожиданно одновременно. Вы - известный актер и отец. Что для Вас приоритетно в воспитании ребенка?
- Главное - не воспитать ребенка безразличным. Можно воспитать ребенка с отношением "а зачем я вообще буду что-то делать?". Если ребенок вырастает с такой установкой, тогда мы сможем сразу отгадать его будущее. Или можно воспитывать в ребенке стремление к успеху, к победе, лидерству. Привить ему уважительное отношение к своей комнате, чтобы там всегда была чистота, к своей площадке, к подъезду. Ребенок должен осознавать, что это его комната, его подъезд, его улица и его страна!
- А такое чувство, как патриотизм, нужно ли воспитывать с детства?
- Думаю, да. Почему американцы говорят: "Мы лидеры - мы американцы"? Потому что они - реально такие. Они рождаются, тут же к родителям является человек с папкой и говорит: этот ребенок - гражданин Америки. Родители отходят на второй план, потому что это - гражданин Америки. Закон США говорит, что, если ребенок попадает в руки плохих родителей, ребенок идет сразу к представителю закона и говорит: "Меня выгнали из дома" или "На меня не тратят внимания - мне одиноко". И Америка говорит: "Ты - наш сын. Мы дадим тебе то, чего у тебя нет". Тут же проводятся какие-то мероприятия, наблюдения, советы с родителями. Так воспитывается патриот Америки. Они с рождения получают задатки лидера. Теперь очередь за нами. На мой взгляд, воспитание патриотизма, лидерства и уважения к закону - это полезный опыт.
- Политики и актеры. Очень много общего. А что их отличает?
- Как мне кажется, общее - это находится в позиции обмана.
- Именно обмана?
- Внутренняя позиция обмана. Я обманываю в любом случае. Играя любую роль, я всегда обманываю. Это не я.
А вот чем отличается? Пожалуй, тем, что искусство - вечно, а политика - временна. Многие артисты, не будучи любимы правительством, все же дожидались своих ролей. Хотя им говорили: "У тебя вообще ничего не будет. Ты вообще не протянешь долго". Правителей переизбрали, а артисты продолжали жить.
- Украинские политики отличаются от российских?
- Я не компетентен в вопросе политики. Я освобожден от политической грамотности и в этом себя виню. Потому что человек взрослый должен разбираться и в законах, и в политике. С другой стороны - в России, по сути, одна-единственная партия.
Насчет сравнения. Я не слежу за политикой в Украине. Ну, условно знаю, например, политика по имени Сергей Тигипко. Но это реакция на плакаты, на рекламу в масс-медиа, наверное.
- Вы считаете правильным для политика добиваться узнаваемости через рекламу?
- Узнавание для политика необходимо. Как бы ты себя не располагал и чтобы ты не собирался делать на политической арене, ты все равно должен "иметь лицо", свой узнаваемый образ. Это основная составляющая для избирателя. Потому что всем тогда кажется, что этот политик - "твой давний знакомый". Лучше всего такой эффект создает телевизор.
Это еще одна параллель с актерской профессией. Ты делаешь какую-то работу, потом показываешь это, потом снова делаешь. И когда незнакомый человек тебя встречает на улице, то говорит: "Слушай, а я же тебя знаю давно. Как там у тебя? Как оно?". И возникает доверие, миг искренности. Так что самореклама - это часть профессии, которая предполагает полную узнаваемость, необходимую для хорошего результата.
- Давайте представим теоретически, пофантазируем: сыграна самая лучшая роль, сказана самая лучшая фраза. Актер Дмитрий Дюжев может тогда уйти в политику?
- Ух. А я не отвечу однозначно… Я знаю моих коллег по цеху, которые будучи уже в зрелом возрасте, оставались не до конца реализованными. У кого-то уже нет (или почти нет) предложений, они отчаиваются и в итоге умирают в бедности. Поэтому, когда я вижу моих старших коллег, стремящихся в правительство, я начинаю задумываться: не ждет ли и меня это? Путь примерно известен. Есть несколько разных линий развития судьбы. В какой ты окажешься - не известно. Всегда надеешься, что в лучшей. Но не знаю.
- Так Вы не хотите в политику?
- Ни да, ни нет.
- Если бы Вы были политиком, который мог бы действительно влиять на ситуацию в Госдуме, в Верховной Раде - чтобы Вы в первую очередь, вот в самую первую очередь, сделали для детей?
- Придя на управляющий пост, я бы вот о чем задумался: на каком бы месте у меня вообще стояли дети? Дело в том, что все-таки человек, который себя преподносит на выборах, акцентируя внимание на детях, говорит: это наше все, наше подрастающее поколение, на которое мы должны работать, оно лучше нас, сильнее нас и так далее… Я не уверен в правильности такого подхода. Поэтому и задумался… Чтобы бы я поставил на первое место?
...И ты говоришь, что у меня якобы есть возможность реально влиять на ситуацию?
- Да, Вы - практически Царь или хотя бы мер города N. Как выглядела бы программа Дмитрия Дюжева?
- Я бы задумался о системе управления. Что нужно сделать в первую очередь? Поднять работоспособность, достаток людей, качество производимого этими людьми. Выяснить, что на производствах происходит? Что в семьях, в домах происходит? Почему они так живут? Социальный вопрос сразу нужно поднять.
Еще один важный момент - как сделать налогоспособным народ? Потому что нормальное государство живет на налоговых процентах. И в Европе, и в Америке, люди более образованы в юридическом плане. Им прививают понимание этого принципа.
А еще в этом воображаемом городе N нужно проверить все. Прошерстить - кто, чего, зачем. О городе, в принципе, можно судить по нескольким людям. Узнав их - нужно будет либо с ними договариваешься, либо просто настаивать на своей программе. Если настаиваешь, то: начинаешь строить школы, детские сады, театры, ремонтировать дороги. Но ведь при этом многие люди будут не очень заинтересованы в такой твоей активности. Путь реформатора благороден, но опасен и не долог...
По материалам Фразы