Нобелевскую премию по химии вручили за метод фотографирования живых молекул

Трое ученых разработали метод криоэлектронной микроскопии. Он позволяет так структурировать биомолекулы, что их можно изучать под микроскопом с высоким разрешением. Эта разработка полностью трансформировала сферу биохимии, пишет The Guardian, пишут AIN.UA.

До открытия ученых электронные микроскопы подходили лишь для изучения мертвой материи, потому что сильный пучок электронов разрушал биологический материал. Но шотландскому ученому Хендерсону удалось использовать такой микроскоп, чтобы создать первое трехмерное изображение протеина с атомным разрешением.

Нобелевскую премию по химии вручили за метод фотографирования живых молекул

Разрешение изображений биомолекул до разработки криоэлектронной микроскопии и после. Иллюстрация: NobelPrize.org

Профессор Колумбийского университета Иоахим Франк сделал технологию более общеприменимой. Почетный профессор Университета Лозанны Дюбоше отточил технику витрификации, которая позволяла быстро замораживать биомолекулы, сохраняя их природную форму.

Разговаривая с журналистами после объявления лауреатов Франк сказал, что потенциал практического использования разработанной техники «огромен». С помощью нее ученым уже удалось исследовать множество вещей от архитектуры протеинов, которые вызывают резистентность к антибиотикам, до поверхности вируса Зика. Фотографируя биомолекулы в разное время, ученые могут создавать последовательную картину развивающейся в них биологических процессов. Это проложило дорогу к пониманию химии жизни на новом уровне и будет способствовать разработке новых лекарств.

Павел Красномовец, AIN