В космосе найдено световое эхо

Астрономы, работающие над данными телескопа Хаббл, обнаружили в туманности, окружающей переменную звезду RS Кормы, необычное явление – световое эхо.

Световым эхом называют такое явление, которое подобно обычному акустическому эху. Волны (в этом случае электромагнитные) от одной вспышки приходят к наблюдателю в разные промежутки времени в результате отражения. Ввиду огромной скорости света данный электромагнитный аналог эха наблюдается лишь в астрономических масштабах.

Звезда RS Кормы, которая стала предметом исследования, находится в 6500 световых лет от Земли. Ее масса больше массы Солнца раз в десять, но пиковая светимость примерно в 15 тысяч раз больше, чем соответствующий параметр у нашей звезды. Эту переменную звезду относят к классу цефеид, ее светимость периодически увеличивается и уменьшается в пять раз с периодом приблизительно 40 дней.

Эти наблюдения за звездой с помощью «Хаббла» проводились в течение пяти недель, что дало возможность обнаружить в пульсации у переменной звезды эхо света, который обычно отражался от окружающей звезду туманности. Данный эффект можно наблюдать на видео, снятом на базе статических изображений „Хаббла“. Внешне он может напоминать весьма быстрое движение волн газа в туманности. Но это всего лишь оптическая иллюзия, которая возникает из-за отражения света от вещества на различной глубине в туманности.

Подобные наблюдения светового эха дают возможность ученым рассчитать и расстояние от Земли до RS Кормы с рекордной точностью. Ошибка при измерении составит не более одного процента.