Почему никотин улучшает память

Курильщики знают, что сигарета помогает сосредоточиться, запомнить сложный материал, подготовиться к экзамену и т. д. Тут можно говорить о самовнушении, психологических эффектах, но, как утверждают исследователи из Университета Уппсалы (Швеция), дело здесь не только и не столько в психологии, сколько в особых клетках гиппокампа, чувствительных к никотину.

Офисные перекуры, возможно, не просто дань вредной привычке, но и способ улучшить работоспособность. (Фото Adam Blasberg.)

Гиппокамп — важнейший центр памяти, он участвует в сборе информации и превращении кратковременной памяти в долговременную. С одной стороны, к нему приходят импульсы от самых отдалённых нейронов, с другой — в нём постоянно происходит обмен сигналами между разными отделами гиппокампа и прилегающими к нему вспомогательными участками вроде энторинальной коры. Такая активность внутренних цепей помогает обработать впечатления и отправить их в долгосрочное хранение. Это можно сравнить с тем, как в город приезжает издалека товарный состав, и то, что он привёз, проверяется на брак и затем развозится на склады по областным и внутригородским маршрутам.

В гиппокампе исследователи обнаружили новую разновидность клеток, от которых зависит обмен информацией между гиппокампом и энторинальной корой. С помощью оптогенетических методов учёные световозбуждали у мышей эти клетки: когда их освещали, менялась интенсивность информационного обмена между нервными центрами. Неактивные клетки, наоборот, снижали интенсивность локального обмена информацией.

Но самым интересным, как пишут авторы в Nature Neuroscience, было то, что такой же эффект оказывал никотин. Он возбуждал клетки, связывающие основные нейроны гиппокампа с другими центрами памяти, из-за чего локальные нервные цепи начинали работать интенсивнее.

Существование таких клеток объясняет, почему с сигаретой лучше думается: усиление локальных нейронных цепей в гиппокампе и прилежащих зонах помогает структурировать информацию, очистить её от лишнего и отправить её в долговременное хранение. Если же эти клетки малоактивны, то в гиппокамп приходит много внешней информации, которая просто не обрабатывается и не запоминается.

Было бы неплохо, если бы учёным удалось создать аналог никотина, который точно так же влиял бы на центры памяти, но не грозил наркозависимостью и болезнями сердца и лёгких.

Подготовлено по материалам Университета Уппсалы.

Студентка создала костюм, имитирующий движения динозавраСтудентка создала костюм, имитирующий движения динозавра