В космосе найдена самая "раскрученная" звезда

Ученые обнаружили самую быстро вращающуюся звезду из известных на настоящий момент. Статья исследователей появится в The Astrophysical Journal Letters, а ее препринт доступен на сайте arXiv.org.
VFTS102. Фото Morgan Fraser/Philip Dufton/Paul Dunstall/Hubble Legacy Archive

Объектом исследования выступала звезда VFTS102, относящаяся по классификации Моргана-Кинана к спектральному классу O. Это наиболее горячие и яркие (голубые) звезды. Звезда располагается на расстоянии нескольких десятков световых лет от пульсара PSR J0537-6910, который, в свою очередь, находится на расстоянии 170 тысяч от Земли.

В рамках работы ученые провели спектроскопический анализ звезды и установили, что видимая касательная скорость вращения звезды в районе экватора составляет 500-600 километров в секунду. Для сравнения, этот же показатель для Солнца составляет 3 километра в секунду.По словам исследователей, это практически предельная возможная скорость вращения для звезды такого типа - она составляет примерно 0,8 от критической скорости, при которой центробежные силы должны были бы разорвать светило на части.

По словам ученых, быстрее (речь идет, как и выше, о касательной скорости вращения на экваторе) VFTS102 вращаются только пульсары - компактные останки звезд. Исследователи также полагают, что подобная высокая скорость должна оказывать существенное влияние на процессы внутри звезды. Из-за этого VFTS102 может служить своего рода предельным тестом для многих теорий, касающихся эволюции звезд.

По мнению авторов исследования, высокая скорость звезды указывает на то, что она когда-то составляла с пульсаром PSR J0537-6910 двойную звездную систему. В свою очередь повышенная скорость является результатом того, что сброшенная перед смертью пульсаром материя осела на VFTS102.