Студентка на каникулах разгадала астрономическую загадку о "скрытой массе" Вселенной

22-летняя австралийская студентка во время летних каникул раскрыла астрономическую загадку о "скрытой массе" Вселенной, пишет газета The Daily Mail.

Речь идёт о разнице между общей массой космических объектов, подсчитанной косвенно по гравитационным эффектам, и их наблюдаемой массой. Вещество, составляющее эту "скрытую массу", до сих пор не удавалось обнаружить.

Амелия Фрэйзер-Маккелви помогла раскрыла эту загадку, пройдя на каникулах стажировку на физическом факультете Университета Монаша.

Студентка авиакосмического факультета работала над итогами прицельного рентгенографического обследования обширных объектов, известных как галактические нити и вытянутых на значительные расстояния. Их также называют группами сверхскоплений галактик, или галактическими стенами, отделяющими друг от друга войды (пустоты).

Изучая данные, уже собранные другими исследователями, она пришла к выводу, что "скрытая масса" находится именно там - в галактических нитях.

Ученые уже зафиксировали наличие "скрытой массы" и на начальных этапах развития Вселенной, но не могли найти её в нынешнем периоде, пояснил доктор Кевин Пимбблет, астрофизик из университета Монаша. Он добавил, что сама проблема "недостающей массы" была поставлена около 20 лет назад, но технические возможности предпринять её поиски появились лишь в последние годы.

"Мы не знаем, куда она ушла. Вернее, теперь-то мы это знаем, потому что Амелия нашла её", - заявил учёный. Это открытие, по его словам, может привести к созданию новых телескопов, рассчитанных на исследование массы.

Рентгенографические наблюдения позволяют учёным получать важные данные о физических характеристиках крупных формаций. Те же, в свою очередь, дают возможность устанавливать истинную природу этих групп объектов. До сих пор учёным приходилось делать выводы, основываясь на компьютерных моделях. Поэтому открытие Фрэйзер-Маккелви явилось большим шагом вперед для определения точной массы вещества, содержащегося в галактических нитях.

"Недостающая масса" примерно равна наблюдаемой массе объектов. Теоретически было предсказано, что большинство "недостающей массы" действительно должно содержаться в галактических нитях, отметил доктор Пимбблет. Астрофизики также предсказали, что плотность вещества должна быть низка, а температура весьма высока - около миллиона градусов Цельсия. А это означает, что вещество доступно рентгеновским лучам. Расчёты Фрэйзер-Маккелви лишь подтвердили правоту этих теоретических выкладок, говорится на сайте университета.

А вот Международный коллектив учёных приблизился к раскрытию величайшей астрономической загадки: специалисты двумя не зависящими друг от друга методами доказали наличие тёмной энергии, которая, как ранее было установлено, составляет около 74% всей Вселенной.

По словам учёных, работавших в космической рентгеновской обсерватории XMM-Newton, лишь 5% массы Вселенной приходится на привычную нам барионную материю, состоящую из протонов, нейтронов и электронов. Остальная часть - это тёмная материя (23%) и тёмная энергия, доля которой в 2008 году оценивалась в 72%.

Чтобы объяснить, почему расширение Вселенной ускоряется, астрономам пришлось бы либо пересмотреть предложенную Альбертом Эйнштейном теорию тяготения, либо признать наличие дополнительного вида энергии в космосе.