Биологи научили растения распознавать взрывчатку лучше, чем собаки

Ученые научили растения реагировать на взрывчатку - они синтезировали особые протеины, которые будут приводить к изменению цвета листьев при наличии в помещении определенных химических веществ, пишет NEWSru.com со ссылкой на британскую газету The Daily Mail. Например, при установке этих растений на пропускном пункте аэропорта они определят террориста с "поясом шахида": их листья побелеют.

Дело в том, что протеины-рецепторы реагируют на внешнюю угрозу, выпуская определенные химически вещества, называемые терпеноидами. Они снижают толщину кутикулы - пленки, покрывающей эпидермис листьев, в результате чего и меняется их цвет. Поэтому команда ученых из Университета Колорадо (США) во главе с биологом Джун Медфорд вместе со специалистами из Пентагона решила научить растения воспринимать взрывчатые вещества как подобного рода угрозу.

Биологи разработали компьютерную программу, которая будет воздействовать на естественный защитный механизм растений, чтобы он реагировал на взрывчатые вещества в воздухе и почве. Модифицированные рецепторы были введены в клетки растений для распознания взрывчатых веществ. В результате, заявила профессор Медфорд, растения выработали еще более тонкий нюх на взрывчатку, чем собаки.

Эти навыки можно привить любым растениям. Кроме того, такое растение может распознавать несколько видов опасных веществ. Его можно подключить к сигнальной системе для передачи сообщений, например, на спутник.

Недавно группа профессора Медфорд получила трехлетний грант на сумму 7,9 млн долларов от Агентства США по сокращению угроз обороне. Отчет об исследовании опубликован в журнале PLoS ONE.

В 2009-м году у полиции США возникла проблема: оказалось, что купленная в Израиле собака, натренированная на поиск взрывчатки, понимает только иврит с идеально поставленным произношением. Полицейскому пришлось искать раввина, который тренировал его произносить команды.