Биологи выяснили механизм работы убийцы амфибий

Австралийские биологи определили, каким образом грибок Batrachochytrium dendrobatidis, гибель от которого потенциально угрожает большей части амфибий на Земле, убивает своих жертв. Статья ученых появилась в журнале Science, а ее краткое изложение приводит Nature News.
Лягушки вида Leiopelma pakeka. Фото с сайта victoria.ac.nz

В рамках работы исследователи наблюдали за воздействием грибка на австралийских древесных лягушек Litoria caerulea. Во время протекания болезни биологи постоянно брали анализы мочи и крови амфибий. Ученым удалось определить, что грибок нарушает проницаемость кожи лягушек для ионов калия и натрия. Как следствие, нарушается баланс этих ионов в организме, что приводит к сбоям в электрических импульсах, регулирующих работу сердца, и смерти.

Раньше предполагалось, что смерть может наступать из-за того, что грибок мешает кожному дыханию амфибий. Известно, что через кожу лягушки получают около 50 процентов кислорода и выделяют до 86 процентов углекислого газа.

Новое открытие позволило ученым разработать метод поддержания жизни зараженных амфибий - биологи предлагают поить лягушек концентрированным раствором электролитов. Это, разумеется не излечивает болезнь, однако позволяет в течение некоторого времени не дать амфибиям погибнуть.

Совсем недавно ученым удалось найти способ борьбы с грибком - биологи предложили купать лягушек в специальном лекарственном растворе. Дело в том, что тяжесть заболевания зависит от количества грибка, с которым амфибии вступают в контакт. Таким образом, уменьшение общего количества B. dendrobatidis в окружающей среде (поскольку грибок на лягушках гибнет во время купания), позволяет снизить общий уровень смертности.

В настоящее время предполагается, что эпидемия B. dendrobatidis началась в 30-40-х годах прошлого века. В то время лягушки Xenopus laevis, изначально обитавшие в Южной Африке, стали повсеместно использоваться в медицине в качестве теста на беременность. Дело в том, что инъекция мочи беременной женщины, сделанная под кожу самкам X. laevis заставляла их овулировать.