Леонид Броневой: Глупо, что ваш президент, здоровый двухметровый детина, боится эту женщину

В декабре легендарному артисту Леониду Броневому, которого мы все любим за роли в фильмах "Покровские ворота", "Семнадцать мгновений весны", "Формула любви" и многие другие, исполнилось 85 лет. Отметил свой день рождения Леонид Сергеевич с супругой в киевском Центре сердца, где вновь проходит лечение.

Леонид Броневой: Глупо, что ваш президент, здоровый двухметровый детина, боится эту женщину

Палата, в которой вот уже больше месяца лежит Леонид Сергеевич, находится в самом конце коридора реабилитационного отделения киевского Центра сердца. На стеклянной двери объявление: "Не беспокоить". Известного пациента стараются лишний раз не тревожить. Броневой сам устал от того, что никак не может встать на ноги и вернуться на сцену, к прежнему образу жизни.

Леонид Сергеевич не любит давать интервью, о чем не раз прямо говорил. Но сделал исключение для "Фактов".

- Как вы относитесь к круглым датам? Однажды вы сказали, что после тридцати лет нужно прекращать отмечать дни рождения…

- Никакого отношения у меня нет, - отвечает Леонид Броневой. - Если бы я был здоров, возможно, было бы о чем говорить. Мне никогда не хотелось принимать подарки. Гораздо приятнее их дарить. Громким словам я не верю. Даже не могу вспомнить, как отмечал дни рождения раньше. А вот спектакли запомнившиеся есть. В Японии в "Чайке" Чехова я играл Дорна, а Инна Михайловна Чурикова - Аркадину, Саша Захарова - Нину, Дима Певцов - Треплева, Олег Иванович Янковский - Тригорина. Первый акт - гробовая тишина в зале. Не понимаем, в чем дело. Выглянул в щелочку, смотрю - у каждого японца на коленях маленькая книжечка. Оказалось, это текст пьесы. Они смотрели на сцену и потом читали - так обожают Чехова. Позже мы узнали, что после первого акта у них не принято аплодировать. Но в конце такие овации были, каких мы никогда не получали ни в России, ни где бы то ни было! Это длилось минут десять, после чего из зала прибежала молоденькая японка, вся в слезах, и говорит на ломаном русском: "Я решила связать свою жизнь с русским". Захаров спрашивает: "Почему?" - "Чтобы мучиться!" Это особая нация. По-моему, она близка к марсианам. В Японии мало места, поэтому в квартирах крошечные комнаты - стенка к стенке, слышимость невероятная, используется каждый сантиметр. А о технике и говорить нечего - чудо!

- Где еще приходилось выступать?

- Я работал в Театре на Малой Бронной и поехал в Лондон со спектаклем Эфроса "Месяц в деревне". Играл доктора. Также были заняты Миша Козаков, Ольга Яковлева, Лена Коренева. На поклоне я не заметил ступеньку - упал и сломал ногу. Играл потом три спектакля так: на одной ноге была нормальная обувь, а на второй - калоша или тапок, потому что ступня опухла. Нам устроили замечательный прием. Также была рецензия, посвященная, как ни странно, в основном мне. Но мне об этом не сказали, а я не владею английским. Узнал об этом через много лет, когда уже не работал в том театре. Ко мне плохо относились Эфрос и Яковлев. Не могу объяснить почему…

- Вы жалеете о том, что не выучили иностранные языки?

- Я стал артистом, потому что все другие дороги были для меня закрыты как для сына врага народа. Об этом я подробно рассказывал в нашем прошлом интервью. Мне всегда хотелось знать как минимум три языка - английский, немецкий, французский. Тогда можно было бы спокойно чувствовать себя за границей, общаться с людьми, а так - словно глухонемой.

- Вы всегда относитесь к себе очень критично. Но слова критиков, писавших о том, что вы хороший артист, для вас были важны?

- Ну конечно! Представьте, английский критик посвящает огромный абзац разбору моей роли, да еще в газете Financial Times, которая в основном пишет о политике и экономике. Это была хорошая моя работа. А вообще я не обращаю внимания на критику. Слова ничего не стоят. Ни написанные, ни сказанные. По крайней мере, в моем возрасте они уже ничего не стоят.

- Вы о людях судите по их поступкам?

- Я часто ошибался в людях: хорошего человека принимал за дурного, а очень нехорошего - за прекрасного, потому что он много улыбался и говорил приятные вещи, - продолжает Леонид Сергеевич. - С тех пор не люблю улыбающихся людей и говорящих приторные слова. Люблю людей мрачноватых и не очень рассуждающих.

- Какую картину со своим участием вы любите? Смотрите, если показывают по телевизору?

- Да, при этом не оцениваю свою работу, а смотрю как зритель. На днях, кстати, показывали фильм, в котором я не занят, но который, с моей точки зрения, должен был получить "Оскар" в Америке, если бы киноакадемики поступали по-человечески, а не руководствовались политическими причинами. Это фильм Миши Козакова "Безымянная звезда". Лучшая работа Насти Вертинской, Игоря Костолевского. Чудесно сыграл Миша Козаков. И даже такой малоизвестный артист, как Лямпе, который уже умер, замечательно играет. А Крючкова! Это поразительная картина. Каждый раз я нахожу в ней такие глубокие вещи. Она немного напоминает мне мой самый любимый американский фильм "Римские каникулы". Там тоже рассказывается о том, что люди из разных социальных слоев не могут соединиться.

Говорят, советские власти не хотели пропускать "Безымянную звезду" на экраны, найдя в фильме намек на то, что российская провинция ужасна. Но ведь она еще хуже! Она еще страшнее, чем румынская. Там хотя бы какие-то платья привозят, музыку пишут, поезд останавливается на полминуты. Российская провинция мне знакома. Это ужас! Ужас!!! Я знаю, как живут артисты в провинции. Они голодают! Как-то сводят концы с концами те, у кого есть участки, где можно выращивать картошку, помидоры. Раньше была биржа труда. Я однажды побывал на ней. Ужасное ощущение, когда видишь огромное количество красиво одетых и накрашенных актеров и актрис, пытающихся понравиться хоть кому-то…

- В вашей жизни тоже были времена, когда приходилось выживать, играть в парке в домино, чтобы заработать пару копеек…

- Тогда за рубль можно было прокормиться. Мне всего 24 года. Дочь совсем маленькая. Жена умерла. Я выписал из деревни тетку жены. У нее из-за полиомиелита были парализованы ноги, но зато сильные руки. Она воспитывала дочь, а я должен был зарабатывать. Жили в коммуналке. Сначала в этой квартире проживали 18 человек, потом стало меньше. А Московский драматический театр Пушкина, который возглавлял Равенских, не взял меня на гастроли. Я пришел к директору Зайцеву (он еще жив, но я с ним не общаюсь) и говорю: "Вы меня только оформили на договор, возьмите на гастроли. Моей семье есть нечего, дочь голодная. Ей пятый год. У тетки пенсия - копейки. У меня вообще ничего нет. Я аккордеонист. Поеду по селам: пока вы гастролируете, буду петь песни военных лет и привезу вам грамоты для театра". "Нет, мы не можем вас взять", - сказал директор. И тогда я пошел на бульвар, где люди играли в шахматы, домино. Меня тогда еще никто не знал в Москве, я был актером провинциального театра. И мне было все равно, как добыть денег в тот момент. Если бы нужно было украсть, я бы украл! Как можно оставить ребенка голодным? К счастью, не пришлось воровать. Я, кстати, не женился, пока дочь не окончила школу и институт, чтобы ее не травмировать. Потом вот - Вика…

- В этом году вы отметили 42 года семейной жизни. А как познакомились с Викторией Васильевной?

- Сорок два - как расписались, а знакомы около 50… Вика много раз ходила на спектакли "Мятеж неизвестных" и "Свадьба брачного афериста". Сначала я ей не понравился - она решила, что я очень старый. Ей было 22 года, мне - 33. Наверное, я выглядел не очень хорошо. Потом привыкла. Я не хотел жениться. Расписались мы в первый день, когда начались съемки "Семнадцати мгновений весны". Из загса меня вызвали на площадку. Вика плакала. "Чего плакать, - сказал я. - Я ведь еду работать". Купил несколько бутылок шампанского, чтобы отметить женитьбу.

- Виктория Васильевна к вам первой подошла?

- Да, на улице после спектакля. Я шел по тротуару, а она - по мостовой. В старой беличьей вылезшей шубке… Вот я ее и полюбил. Любить по-русски - это жалеть, а безжалостность - это отсутствие любви.

- Жена примчалась в Киев тут же, узнав о вашем инфаркте, не отходит от вас ни на секунду…

- Вика все время со мною. Я ее не заставляю, наоборот, говорю: "Может, останешься дома?" "Что ты будешь без меня делать?" - отвечает на это она. Сейчас я снова в Киеве на реабилитации. Находиться здесь мне придется долго - с коленом проблемы… Приехал в Центр сердца, потому что Борису Михайловичу Тодурову доверяю больше, чем остальным врачам. Каждый день он делает по пять-шесть операций. Зайдет ко мне поздно вечером - на нем лица нет. Я спрашиваю: "Почему не оперируете меньше, чтобы пощадить себя?" - "Нельзя отказать. Люди просят"… А еще он ездит по регионам страны, где консультирует больных. Замечательная личность. Скромный человек. Лишнего никогда не говорит.

- Жене сложно с вами?

- Очень трудно! Она милый, добрый, благородный человек. Она, как и я, слабо разбирается в людях и часто ошибается. Вика беспредельно преданная. И я это ценю. Я ее люблю.

- Часто это ей говорите?

- Нет. Но она знает, как я ее люблю. Без слов.

- Вы следите за новостями? Как относитесь к тому, что Украина неожиданно отказалась от союза с Европой, из-за чего на площадь вышли люди?

- Политические игры мне мало понятны. Точно знаю одно: нужно выпустить Тимошенко. Зачем эту женщину гнобить в тюрьме? Во-первых, она женщина. Во-вторых, больной человек.

В-третьих, она была вашим премьер-министром, черт вас раздери, - Леонид Сергеевич начинает волноваться, его голос крепнет, в нем звенит металл и знакомые "мюллеровские" интонации. - Идите на Майдан, скажите за нее слово. Глупо, что ваш президент, здоровый двухметровый детина, боится эту женщину. Да отпусти ты ее подлечиться!

- Вы приветствуете желание молодых людей громко заявлять о своих стремлениях и желаниях?

- Приветствую, но боюсь, что их будут бить, затем сажать. Страшно, если начнется гражданская война. Знаете, у Ленина был друг Мартов, который еще в юности объяснял Владимиру Ильичу: "Ты взял мертворожденную идею какого-то Маркса, которая звучит очень красиво и даже логично, но на самом деле она не живая. И ты хочешь эту теорию внедрить в России. В стране по существу феодальной, рабовладельческой. Так сделай хотя бы минимальное начало капитализма". Ленин его послушал. Через несколько лет отправил Мартова за границу, не позволив Дзержинскому арестовать его, а сам начал НЭП. Все возродилось. Но Сталин прикрыл это дело. К сожалению.

- Встреча с каким человеком стала для вас важной?

- Человек меняется не в результате каких-то встреч, а сам по себе. Каждые десять лет с каждым из нас происходят серьезные изменения. Человек, который не меняется, - идиот. И таких очень много. Они как думали в 12 лет, так думают и в 90. Это невыносимо. Маяковский сказал: тот, кто постоянно ясен, тот, по-моему, просто глуп.

- С кем вы общаетесь, кто вас поддерживает в Киеве?

- Я не люблю посетителей. Но всегда рад известному журналисту Дмитрию Гордону, который постоянно меня навещает. К сожалению, ко мне приезжает группа Андрея Малахова - хотят снимать к юбилею программу. Придется одеться, проехать на коляске в другую комнату. Главное - чтобы они не снимали коляску… Я человек малообщительный, хотя не могу сказать, что пессимист. Нет, скорее, оптимист.

- Что вы сейчас читаете, смотрите? Какие новые фильмы вас порадовали?

- Из новых фильмов я видел "Легенду №17" о хоккеисте Харламове. Мне понравилось. Харламова хорошо играет Козловский, Тарасова - Меньшиков. Очень напряженно сделано. Монтаж замечательный, краски чудесные, звук прекрасный, играют отлично. Режиссура хорошая. Такие фильмы меня радуют, потому что их мало. Ведь такую дрянь иногда смотришь. На днях был фильм - зачем я его смотрел? - "Шулер". Безобразие, дурной вкус, пошлятина. Беда в том, что уходит профессионализм не только в актерстве. Во всем. В политике, экономике.

Везде, - продолжает Леонид Сергеевич. - Попробуйте сейчас найти хорошего кровельщика, который хорошо сделает вам крышу, или плиточника. И так во многом. Актерство - это еще сложнее, чем класть плитку. Неуловимая вещь.

- Вы носите крестик, подаренный вам Борисом Тодуровым, не снимая…

- Да. Делаю это не потому, что крещеный, а просто он освящен и намоленный. А на днях у меня был народный депутат Андрей Деркач, привез мне такую икону потрясающую. И оберег с крестиком на руку. Я Вике отдал, чтобы ее оберегал. Раньше не придавал этому значения, жил безалаберно: транжирил время, играл много в преферанс.

- На деньги?

- Обязательно! Кто же без денег играет? Пушкин играл на деньги. Хотел разбогатеть, но умер и остался всем должен. Хорошо, что царь Николай заплатил за него все долги - 40 тысяч. И в бильярд я играл на деньги. И на бегах. Ужасная азартная вещь. Самый большой выигрыш был 390 рублей. Большая сумма. Но все же чаще проигрывал. Выигрыш уходил легко. Такие деньги не имеют веса. Легко приходят - легко уходят.

- Может, все же с выигранных денег справили Вике новую шубку вместо беличьей?

- Это не с выигрыша, а с заработка сделал. После выхода на экраны фильма "Семнадцать мгновений весны" у меня началось огромное количество выступлений по всей России. Я здорово зарабатывал. Зарплата в театре была рублей 150, а за концерты (за одно выступление) получал 200 рублей.

- Все-таки ваша знаковая роль - Мюллер. Все вспоминают ее в первую очередь.

- Не все, - отвечает Броневой, тяжело вздохнув. - Одни в первую очередь вспоминают "Покровские ворота", другие - "Тот самый Мюнхгаузен", "Формула любви". Некоторые - "Небеса обетованные". Но каждая роль доставалась мне с большим трудом, большими муками, потому что я не верю в себя. Всегда наступает момент, когда мне кажется: это полный провал, все не так. Даже с ролью Фирса в гениальном спектакле Захарова "Вишневый сад". Он идет всего два часа, но затягивает в себя и долго не отпускает. После премьеры я зашел в кабинет к Захарову. У него как раз был бывший мэр Москвы Гавриил Харитонович Попов. Я его спросил: "Что вы вынесли из этого "Вишневого сада"? Он говорит: "Я сделал очень грустный вывод, что в России никто никому не нужен. Никто! Полное равнодушие к судьбе человека, кроме самого себя. Вот что царит сегодня. Это очень грустно. Я это понял на примере вашего Фирса". Человек, воспитавший с пеленок несколько поколений семьи, и они его забыли. Это самое ужасное, что может быть: уехать и оставить его среди старых вещей и вырубленного сада. Это пятая или седьмая, даже десятая роль по значению. Она и в списке героев в самом конце. Но на самом деле она - главная. Главнее Раневской, Гаева. Поэтому на мне была большая ответственность…

- Какой подарок был бы вам приятным или нужным?

- Если бы я был здоров и мог работать! Уже год с лишним я ничего не играю и не репетирую, только болею. Какой подарок? Если бы я мог ходить, играть - это был бы самый большой подарок для меня. Но судьба не дает мне этого. Пока…







Интересные новости
Український танцюрист Влад Яма у США потрапив до мему на тлі скандальних заяв ТрампаУкраїнський танцюрист Влад Яма у США потрапив до мему на тлі скандальних заяв Трампа
Блок рекламы


Похожие новости

Все вирішить президент: Євген Сморигін розповів про іспит для отримання громадянства УкраїниВсе вирішить президент: Євген Сморигін розповів про іспит для отримання громадянства України
"Вы не могли понять, почему я развелся": Дантес показал женщину, которая не оставила его равнодушным"Вы не могли понять, почему я развелся": Дантес показал женщину, которая не оставила его равнодушным
К звезде роSSийского рока нагрянули силовики после жестких слов о президенте со сцены: "Изолировали и..."К звезде роSSийского рока нагрянули силовики после жестких слов о президенте со сцены: "Изолировали и..."
Фанат "русского мира" напал на женщину в Одессе: "были слышны громкие крики"Фанат "русского мира" напал на женщину в Одессе: "были слышны громкие крики"
Фото ее руки облетело весь мир: в Буче женщину удалось опознать по маникюруФото ее руки облетело весь мир: в Буче женщину удалось опознать по маникюру
Вооружённый выгнал женщину из дома и замкнулся с ребенком внутри дома: кадры с местаВооружённый выгнал женщину из дома и замкнулся с ребенком внутри дома: кадры с места
Боно из U2 посвятил стихотворение президенту Зеленскому и УкраинеБоно из U2 посвятил стихотворение президенту Зеленскому и Украине
Экс-участник "Танців з зірками" и звезда украинского кино показал свою самую главную женщину: "Очень скучаю"Экс-участник "Танців з зірками" и звезда украинского кино показал свою самую главную женщину: "Очень скучаю"
Умер актер Леонид КуравлевУмер актер Леонид Куравлев
ГБР ищет женщину, которая вывезла из Днепра расстрелявшего коллег нацгвардейцаГБР ищет женщину, которая вывезла из Днепра расстрелявшего коллег нацгвардейца
Последние новости

Подгружаем последние новости