У большинства микроорганизмов оказался общий наземный предок

Ученые установили, что, вероятно, у многих современных микроорганизмов был общий наземный предок, сообщает Nature News. Данная теория идет вразрез с современными представлениями о происхождении и эволюции жизни. Работа ученых опубликована в журнале Molecular Biology and Evolution.
Галобактерия-прокариот. Изображение получено с помощью электронного микроскопа. Фото NASA

Основным предметом изучения выступали так называемые прокариоты - безъядерные одноклеточные (хотя у некоторых имеются "многоклеточные" жизненные стадии) живые микроорганизмы. Традиционно для представления родства различных организмов, имеющих общего предка, используются так называемые филогенетические деревья. Они представляют собой набор вершин на плоскости, некоторые из которых соединены ребрами. У дерева имеется один корень - это общий предок всех изучаемых организмов, концевые вершины (то есть те, из которых выходит ровно по одному ребру) - сами изучаемые микроорганизмы, и узлы дерева - это эволюционные события, то есть разделения одного вида на два и более.

Для построения подобного дерева необходимо фиксировать набор генов, который будет изучаться. Однако разные наборы дают разные, иногда сильно отличающиеся деревья. По словам исследователей, им удалось решить эту проблему.

Дело в том, что между азотистыми основаниями ДНК имеются связи. При этом связь гуанин-цитозин более устойчива к воздействию высоких температур, чем связь аденин-тимин. Это означает, что микроорганизмы, обитающие в теплых регионах, вынуждены чаще "использовать" именно первый вариант. По словам исследователей, им удалось ввести статистическую поправку, описывающую данный эффект, что привело к меньшему разбросу среди возможных видов филогенетических деревьев. В результате авторы работы установили, что почти две трети прокариотов имеют общего наземного предка.

Новая работа была встречена критикой со стороны специалистов. По мнению многих, в статье авторы стремятся ссылаться на подтверждающие их теорию примеры, игнорируя результаты, противоречащие ей.