Ураганы могут быть полезны для летучих мышей

Новое исследование зоологов из университета Майами (University of Miami) показало, как сильнейший ураган может положительно сказаться на популяции летучих мышей.

Как ни странно, негативное влияние ураганов на птиц и летучих мышей (беспомощных животных просто-напросто сдувает) отчасти может быть компенсировано.
Тед Флеминг и его юный помощник Мэтти Тройер (Mattie Troyer) изучают редкий вид летучей мыши, выловленный на острове Большой Кайман (фото с сайта caymanwildlife.org).
ТедФлеминг и его юный помощник Мэтти Тройер (Mattie Troyer) изучают редкийвид летучей мыши, выловленный на острове Большой Кайман (фото с сайтаcaymanwildlife.org).

Обычно такие природные катаклизмы уничтожают популяции, но в Карибском бассейне ураган "Иван", прошедший в 2004 году, перемешал географически разделённые виды, увеличив таким образом генетическое разнообразие потомства.

"После того как шторм накинулся на Вест-Индию, мы ожидали увидеть, что количество проживающих здесь летучих мышей значительно уменьшится, но вскоре мы обнаружили кое-что совершенно необычное", — рассказывает ведущий исследователь Тед Флеминг (Ted Fleming).

Флеминг и его коллега Кевин Мюррэй (Kevin Murray) изучали колонии рукокрылых в 2004 году (до и после прохождения урагана). Учёные собрали для анализа ДНК маленькие кусочки крыльев нескольких летучих мышей.

Они установили, что количество животных всех видов уменьшилось, но при этом в одной из колоний крыланов, расположившейся на острове Большой Кайман, биологи вдруг обнаружили большее генетическое разнообразие, нежели ожидали. Подумав как следует над обнаруженным фактом, они пришли к единственному выводу – на Большом Каймане откуда-то появились другие рукокрылые.

Ближайший остров Кайман-Брак расположен в 140 километрах. В обычных условиях летучие мыши не перелетают через такие гигантские для них водные пространства. Единственный возможный вариант: мышей перенесло ветром.

"Мы везунчики, — говорит Флеминг. — Нам посчастливилось отловить нужных животных в нужное время. Смешно подумать, но оказывается, ветер может распространять животных не хуже, чем семена растений".

В данном случае ураган помог популяциям, ведь длительное родственное спаривание может привести к вырождению вида.

Впрочем, природные катаклизмы не всегда так щедры на подарки. Видимо, все обстоятельства сложились так, что два вида смогли встретиться на Большом Каймане, но подобная ситуация не является повсеместной.

Статья, посвящённая этому исследованию, появится в журнале Biotropica в январе 2009 года.

Подлет зонда OSIRIS-Rex к астероиду Bennu: прямая трансляцияПодлет зонда OSIRIS-Rex к астероиду Bennu: прямая трансляция