На окраине Солнечной системы обнаружен астероид-изгнанник

asteroid

Астрономы обнаружили первый углеродистый астероид в холодных внешних областях Солнечной системы.

Об этом сообщает N+1 со ссылкой на журнал The Astrophysical Journal Letters.

Вероятно, этот объект сформировался в главном астероидном поясе между Марсом и Юпитером, а позже был выброшен на миллиарды километров прочь в пояс Койпера.

Согласно гипотезе Великого лавирования, когда Солнечной системе было от 1 до 10 миллионов лет, и планеты земной группы еще не сформировались, газовые гиганты блуждали по ней, то подходя ближе к Солнцу, то удаляясь от него. Сначала Юпитер мигрировал с орбиты в 3,5 астрономической единицы (примерно 525 миллионов километров от Солнца) на орбиту 1,5 астрономической единицы, где сейчас находится Марс. Вслед за собой он потянул Сатурн, который был вынужден переместиться на орбиту в 2 астрономические единицы. Естественно, такие путешествия сопровождались масштабными последствиями — предполагается, что газовые гиганты расчистили внутреннюю часть Солнечной системы от «лишнего» газа и пыли и выбросили часть строительного материала для Меркурия, Венеры, Земли и Марса в ее дальние уголки.

Теперь исследовательская группа под руководством Тома Секкалла (Tom Seccull) из Университета Королевы в Белфасте (Queen’s University Belfast) нашла подтверждение этой гипотезе и другим теориям, в которой говорится о блуждании газовых гигантов. Ученые определили состав астероида (120216) 2004 EW95 в Поясе Койпера, который подтвердил тот факт, что небесное тело было когда-то «изгнано» из внутренней части Солнечной системы во внешнюю область.

Впервые на астероид 2004 EW95 обратила внимание группа Уэсли Фрейзера (Wesley Fraser), астронома из Университета Королевы в Белфасте, в ходе программных наблюдений на «Хаббле». Отражательный спектр этого небесного тела — спектральный состав световых волн, отраженных от поверхности объекта — отличался от спектров похожих на него малых тел пояса Койпера, которые в большинстве своем были малоинформативны и не позволяли судить о химическом составе объектов.

Последующее изучение астероида группой Секкалла с помощью приемников X-Shooter и FORS2 на комплексе телескопов VLT показало, что 2004 EW95 представляет собой углеродистый астероид. В спектре объекта в ближнем УФ-диапазоне наблюдается провал, характерный для астероидов типа С, — по мнению ученых, это указывает на то, что 2004 EW95 имеет сходное с ними происхождение. На сегодняшний день это самый большой класс астероидов — в него входит 75 процентов всех известных астероидов. Кроме того, примечательны оказались две другие особенности спектра, которые свидетельствуют о присутствии в астероиде оксидов железа и филлосиликатов. Ранее эти вещества в поясе Койпера не обнаруживали. По мнению ученых, их наличие можно считать убедительным аргументом в пользу того, что 2004 EW95 был попал в пояс Койпера из внутренней части Солнечной системы.

«Хотя прежде уже появлялись сообщения об обнаружении других нетипичных спектров у объектов пояса Койпера, ни одно из них не было подтверждено с таким уровнем точности. Открытие углеродистого астероида в поясе Койпера — ключевое подтверждение одного из фундаментальных предсказаний динамических моделей ранней Солнечной системы», — отмечает Оливье Эно (Olivier Hainaut), астроном из ESO, не входивший в исследовательскую группу.

В США при запуске самодельной ракеты погиб астронавт-любитель, пытавшийся доказать, что Земля плоскаяВ США при запуске самодельной ракеты погиб астронавт-любитель, пытавшийся доказать, что Земля плоская