Генетики использовали мышей для помощи историкам

Исследователи показали, что мыши могут быть удобным "инструментом" для изучения миграций викингов. Группа ученых из разных стран опубликовала работу в журнале Proceedings of the Royal Society B, в которой проводился сравнительный анализ ДНК мышей из разных частей британских островов. Результат показал, что часть мышей, которые, вероятно, были завезены на острова викингами, имеет четкие генетические отличия. Коротко результаты исследования изложены в пресс-релизе на сайте Университета Йорка.
Домовые мыши Mus musculus domesticus. Фото с сайта eec.univ-paris13.fr

Рост популяции домовых мышей Mus musculus domesticus зависит от человека: животные активно размножаются в людских поселениях. Поэтому, исследуя генетическую историю мышиных сообществ, можно "следить" за прошлыми перемещениями людей.

Ученые проанализировали митохондриальную ДНК 328 мышей из 128 различных районов британских островов. Они обнаружили, что мыши четко разделяются на две группы. Одна группа, представители которой населяют почти всю территорию острова, генетически близка мышам из Германии. Мыши второй группы обитают в одном месте - на шотландских островах Оркни. Исторические данные свидетельствуют в пользу того, что в XI-XII веках эти острова населяли викинги, приплывшие из Скандинавии.

Авторы работы считают, что после того, как грызуны попали в Европу из Азии около трех тысяч лет назад, они разделились на несколько групп. "Скандинавские" мыши приплыли на британские острова на кораблях викингов. Начало новой популяции могли дать всего несколько особей, попавших на сушу.

Ученые уверены, что мыши могут оказаться полезными для изучения других аспектов истории викингов. Например, истории заселения Исландии.