"Гены гомосексуальности" могут повышать плодовитость женщин

Итальянские исследователи пришли к выводу, что гены, определяющие гомосексуальность, повышают плодовитость женщин. Именно по этой причины они до сих пор не исчезли из человеческой популяции. Свою работу ученые опубликовали в журнале PLoS ONE.
Двойная спираль ДНК. Изображение с сайта turbosquid.com

Проблема гомосексуальности интенсивно исследуется в течение нескольких десятилетий, тем не менее, гены, непосредственно связанные с нетрадиционной ориентацией, до сих пор не выделены. Тем не менее, они сохраняются в популяции уже на протяжении многих тысячелетий. До сих пор оставалось неясным, почему они не исчезают в поколениях: лица с гомосексуальными наклонностями оставляют потомство существенно реже, чем гетеросексуалы.

В некоторых исследованиях было показано, что у мужчин-гомосексуалистов обычно бывает больше родственников с нетрадиционной ориентацией со стороны матери, чем со стороны отца. Такая картина наследования характерна для признаков, сцепленных с полом. То есть, согласно этой теории, "гены гомосексуальности" находятся на женской половой хромосоме - Х-хромосоме.

В 2004 году итальянские исследователи, основным из которых был Андреа Камперио Чиани (Andrea Camperio Ciani) из Университета Падуи определили, что женщины, у которых есть родственники-гомосексуалисты, имеют в среднем больше детей, чем те, у кого в роду были преимущественно гетеросексуалы.

В своей новой работе Чиани с коллегами решили объяснить все эти факты. Они строили различные математические модели, описывающие генетическую "подоплеку" описанного рисунка наследования. Ученые рассмотрели больше двадцати различных возможностей, в том числе, различное количество "генов гомосексуальности", их расположение (разбросаны по геному или находятся в определенном месте), степень воздействия этих генов на плодовитость женщин. Они также учли варианты, когда "гены гомосексуальности" располагаются на Х-хромосоме, на Y-хромосоме или на аутосомах - неполовых хромосомах.

Модель, в которую наилучшим образом укладывались все факты, оказалась следующей: "гены гомосексуальности" расположены кластерами, как минимум один из которых находится на Х-хромосоме. Кроме того, "гены гомосексуальности" усиливают плодовитость у женщин, однако уменьшают ее у мужчин.

Подобный феномен был известен у насекомых и некоторых млекопитающих. Он получил название полового антагонизма. Антагонистические признаки полезны для выживания особи противоположного пола, но бесполезны или вредны для представителей противоположного пола. У человека половой антагонизм до сих пор не наблюдался.