Суперзвезда догнала черные дыры в состязании джетов

Суперплотная звезда, сформированная после взрыва сверхновой, выбрасывает мощные джеты вещества в космос.

В исследовании, опубликованном сегодня в издании Astrophysical Journal, команда ученых из Австралии и Нидерландов обнаружила мощные джеты, испускаемые из двойной звездной системы PSR J1023+0038.

Лидерство черных дыр под вопросом

Ранее считалось, что формировать столь мощные джеты во вселенной способны только черные дыры.

PSR J1023+0038 содержит чрезвычайно плотный тип звезды — нейтронную звезду, которая находится на близкой орбите с другой звездой, более обычной.

Нейтронную звезду идентифицировали в 2009 году, а мощные джеты — лишь в 2013 и 2014 годах.

Звездные трупы

Астроном Джеймс Миллер-Джонс из ICRAR заявил, что нейтронные звезды можно считать звездными трупами.

«Они формируются, когда у звезды заканчивается топливо, и она становится сверхновой, причем центральные части звезды взрываются под воздействием их собственной гравитации», сообщил ученый. „Обычно такие звезды в полтора раза тяжелее солнца, в то время как их диаметр составляет всего 10-15 километров, что говорит об их высочайшей плотности“.

Зачем черной дыре компаньон

Астроном Адам Деллер, возглавивший исследование, сообщил, что нейтронные звезды и черные дыры иногда имеют на орбите звезду-компаньона.

«Газ из такой звезды перетекает к нейтронной звезде или к черной дыре, причем вещество движется со скоростью, близкой к скорости света», заметил он. „Ранее бесспорными рекордсменами в области формирования мощных джетов считались черные дыры. Однако наши наблюдения показали, что PSR J1023+0038 формирует едва ли менее мощные джеты“.

Так ученым удалось увидеть нейтронные звезды в новом свете.