Найдено новое недостающее звено в эволюции земноводных

Канадские учёные объявили о находке древней амфибии, которая миллионы лет назад обитала в тихих водоёмах и ловила мух на территории современного Техаса. По мнению исследователей, новый вид является общим предком двух основных отрядов земноводных – саламандр (хвостатых) и лягушек (бесхвостых).
Джейсон Андерсон, руководитель исследования, держит в руках отпечаток ископаемого существа, которое предположительно является общим предком саламандр и лягушек (фото Ken Bendiktsen/University of Calgary).
ДжейсонАндерсон, руководитель исследования, держит в руках отпечатокископаемого существа, которое предположительно является общим предкомсаламандр и лягушек (фото Ken Bendiktsen/University of Calgary).

Считается, что проблема "недостающего звена" и отсутствия останков, которые можно было бы отнести к "прародителю" наземных позвоночных, – одна из самых больших загадок эволюции.

"Споры о происхождении амфибий возникали ввиду отсутствия переходных форм. Найденные окаменелости закрывают эту брешь", — говорит один из авторов работы Джейсон Андерсон (Jason Anderson) из университета Калгари (University of Calgary).

Результаты детального молекулярного изучения и морфологического описания окаменелости Gerobatrachus hottoni опубликованы в журнале Nature.

Полученные данные позволяют утверждать, что современные лягушки и саламандры произошли от одного древнейшего класса амфибий – темноспондильных (Temnospondyli).

Вот так вот выглядел iGerobatrachus hottoni/i согласно проведённой морфологической реконструкции (иллюстрация University of Calgary).
Вот так вот выглядел Gerobatrachus hottoni согласно проведённой морфологической реконструкции (иллюстрация University of Calgary).

Останки Gerobatrachus помогли, как считают канадские учёные, окончательно разобраться, кто был предком современных амфибий. У ископаемого скелета специфическое строение лодыжки и массивная барабанная перепонка, что характерно для саламандр, а строение черепа – как у лягушек. При этом развитие позвоночника и челюсти занимает в точности промежуточное положение между этими двумя отрядами и даже более примитивными амфибиями.

Молекулярный анализ окаменелости, в свою очередь, позволил оценить время, понадобившееся древнему "праземноводному" для разделения на два независимых отряда – это произошло около 240-275 миллионов лет назад.

"Это намного позже, чем считалось ранее", — говорит профессор Роберт Рейш (Robert Reisz) из университета Торонто (University of Toronto Mississauga), соавтор работы.

На самом деле Gerobatrachus был первоначально обнаружен в Техасе ещё в 1995 году, но по каким-то причинам детального исследования останков не проводилось, и они были заново "открыты" Андерсоном и его группой.

Понадобилось бессчётное число часов работы над маленьким и хрупким ископаемым скелетом, чтобы удалить наслоения породы и восстановить его анатомию (иллюстрация University of Calgary).

Несмотря на неизбежный ажиотаж, который обычно сопровождает находки кандидатов на "недостающее звено", многие биологи-эволюционисты говорят, что не стоит рассматривать такие останки как прямые свидетельства "выхода из моря на сушу". Ведь эволюционные изменения во многих случаях были постепенны, и кто-то из "прародителей" может оказаться не прямым предком, а "дядюшкой" или "племянником".

В частности, мы уже писали о мелководном хищнике Tiktaalik Roseae, который, по мнению учёных, выбрался на поверхность одним из первых. Многие наверняка слышали об уже давно найденных и достаточно знаменитых акантостеге (Acanthostega) и ихтиостеге (Ichthyostega).

В любом случае, заявляют канадцы, полученные результаты помогут восстановить цепочку эволюции позвоночных.

"Это знак судьбы – узнать о происхождении лягушек в год, объявленный борцами за охрану природы Годом лягушки. Надеюсь, мы никогда не узнаем об исчезновении этих удивительных существ", — говорит Джейсон Андерсон.