Молекулы помогли сердцу заживить рану

Сложные искусственные соединения, введенные подопытным животным, существенно ускоряли и облегчали процесс заживления сердца после приступа.

Такой результат получили Сэмюель Стапп и его коллеги из Северо-западного университета в Эванстоне, сообщает сайт Мембрана.

Основа нового экспериментального препарата - синтезированные амфифильные пептиды, которые при введении в организм "самособираются" в длинные и тонкие нановолокна, заполняющие рану (в частности, в сердечной мышце).

После того, как команда Стаппа разобралась с изготовлением этих соединений и их работой в организме, она добавила к созданным веществам дополнительный "блок" в виде восьми аминокислот, которые позволили амфифильным пептидам связываться с белком гепарином.

В свою очередь, гепарин, вырабатываемый в организме, привлекает к себе так называемые факторы роста - молекулы, которые очень важны для заживления повреждённых тканей.

Таким образом, ученые получили действующую цепочку: синтетические пептиды, введенные в организм, собирались в "строительные леса" внутри раны и "приманивали" гепарин, который притягивал к месту действия факторы роста.

Исследователи вызвали сердечный приступ (и повреждение сердца) у мышей, которых затем разбили на три группы: первой через полчаса ввели те самые амфифильные пептиды с добавленными аминокислотами, второй - только факторы роста, а третьей не вводили ничего.

Через месяц авторы опыта обнаружили, что у мышей, получивших экспериментальный препарат, сердце восстановилось практически полностью и работало почти так же хорошо, как у здоровых мышей.

У мышей из контрольных групп показатели работы сердца были вполовину хуже. Аналогичные результаты - ускорение и облегчение заживления раны - ученые получили и в опытах на кроликах.

Если эта технология будет аналогично работать и в человеческом организме, новый препарат сможет очень помочь миллионам пациентов. Для развития и коммерциализации этого открытия Стапп уже создал компанию Nanotope.