Способность к самовнушению зависит от «гормона любви»

Люди различаются по устойчивости к гипнозу: кого-то загипнотизировать чрезвычайно легко, кто-то, напротив, вообще не поддаётся попыткам погрузить его в гипнотический транс. Исследователи из Университета Нового Южного Уэльса (Австралия) выяснили, что по крайней мере отчасти разница в «гипнотизируемости» зависит от особенностей гормонального профиля, а именно от способности наших клеток чувствовать окситоцин.

Окситоцин иногда называют «гормоном любви» (или «социальным гормоном»): с ним связано чувство доверия к другому, чувство эмоциональной привязанности, от него зависит прочность социальных связей и т. п. Но, как и у всякого гормона, есть рецепторы, которые сообщают нервным клеткам о присутствии окситоцина. Эффект окситоцина будет зависеть от того, как сильно его связывают рецепторы. Если в клетке работает вариант гена, кодирующий сильносвязывающий рецептор, то и окситоцин на такую клетку будет действовать мощнее.

Чем хуже у вас работают окситоциновые рецепторы, тем проще вам мечтать под музыку. (Фото Morgan David de Lossy.)

Можно предположить, что чем сильнее социальный гормон действует на человека, тем легче погрузить его в транс, поскольку такой человек будет больше доверять чужим гипнотическим пассам. Ричард Брайант и его коллеги из Университета Нового Южного Уэльса уже ставили эксперименты с окситоцином и гипнозом. Им удалось показать, что доза окситоцина, введённая через нос, действительно повышает внушаемость: человека «под окситоцином» проще погрузить в транс и заставить выполнять какие-то действия.

В новой статье, опубликованной в журнале Psychoneuroendocrinology, исследователи описывают несколько иную ситуацию. На этот раз учёных заинтересовало, как окситоцин влияет на самовнушаемость, на то, насколько человек может погрузиться в свой внутренний мир. Участники эксперимента гипнотизировали сами себя: они должны были «погрузиться в себя» под музыку, а степень их погружения оценивалась, например, по тому, может ли человек открыть в этот момент глаза, если его об этом попросят, или видел ли он какие-то образы, навеянные музыкой.

Кроме того, учёные использовали опросник, который позволял оценить уровень «погружения в себя». Его степень сравнивали с тем, какой вариант гена окситоцинового рецептора работает у испытуемого. Оказалось, что слабые варианты рецепторов способствуют самогипнозу: чем неувереннее действует окситоцин на нервную систему, тем хуже человек связан с окружающими и тем легче ему уйти в свой внутренний мир.

Рецепторы, которые плохо связывают окситоцин, часто попадаются у людей с аутизмом, что понятно. Но аутизм — это всё-таки крайность, и у слабых окситоциновых рецепторов могут более щадящие проявления. Например, на их обладателя может сильнее действовать плацебо — либо такой человек будет особенно восприимчив к религиозному или паранормальному опыту, так как все эти вещи требуют в большей или меньшей степени отрыва от реальности.

Стоит, однако, ещё раз напомнить, что плохая работа «гормона любви» способствует именно самовнушению. Если же предполагается сеанс гипноза с гипнотизёром, то тут окситоцин как раз должен сработать хорошо, чтобы человек смог довериться другому и поддаться чужому влиянию.

Подготовлено по материалам Nature News.