Пчёлы, возможно, общаются с помощью электричества

Летающие насекомые благодаря трению о воздух создают на себе небольшой положительный заряд. Из-за восковой кутикулы, которая покрывает тело, этот заряд сохраняется довольно долго, не исчезая даже после контакта с крупным объектом: изолирующие слои воска препятствуют заземлению.

Долгое время считалось, что электрическое поле помогает насекомым удерживать на себе пыльцу растений. Лишь недавно учёные задумались над тем, не могут ли насекомые сами использовать свой заряд в каких-нибудь практических целях. Появились и первые результаты на эту тему: совсем недавно учёные из Бристольского университета (Великобритания) сообщили, что шмели оценивают заряд на цветах, чтобы понять, стоит ли посещать цветок или лучше поискать другой.

Электричество помогает пчёлам понять друг друга. (Фото Valette.)

Группа учёных из Свободного Берлинского университета (Германия) под руководством Рэндольфа Менцеля выдвинула гипотезу о том, что электрическое поле помогает насекомым общаться. Исследователи ставили опыты с пчёлами: их помещали в специальную камеру, изолированную от внешних электрических полей, а затем вносили в эту камеру небольшой заряженный предмет. Когда его приближали к пчёлам, заряд заставлял усики насекомых слегка изгибаться.

Дальнейшие исследования показали, что такое отклонение вызывает реакцию у группы клеток, называемых джонстоновым органом. Он располагается у основания усиков и отвечает за механорецепцию: с его помощью насекомое может обследовать поверхность или, например, определить направление ветра. Наконец, в последней серии экспериментов обнаружилось, что пчёлы способны по электрическому полю находить сладкий сироп, который им предлагали. Насекомые понимали, что их ждёт вкусное, если электрическое поле имело определённые характеристики.

В статье, опубликованной в журнале Proceedings of the Royal Society B, авторы заявляют, что электрическое поле может быть одним из основных способов коммуникации — к примеру, во время знаменитых пчелиных танцев. Давно замечено, что пчела, нашедшая большой участок с цветами или, скажем, источник воды, сообщает о своей находке товарищам по улью с помощью специальных телодвижений. Но что именно служит средством общения, до сих пор остаётся неясным: пчёлы часто танцуют в глубине улья, где не слишком светло, чтобы разглядеть все па танца. Предполагалось, что передача информации идёт или через непосредственный контакт насекомых, или с помощью особых вибраций крыльев, или по запаху.

Однако исследователям удалось показать, что отклонение антенн под действием электрического поля в 10 раз превышает отклонение, которое производит вибрация воздуха от дрожащих крыльев, располагающихся на том же расстоянии, что и электрический заряд. То есть, возможно, когда пчела танцует, она своим электрическим зарядом отклоняет антенны пчёл-«зрителей», и те получают информацию, куда им лететь. Хотя, разумеется, эта пока лишь гипотеза, требующая прямого подтверждения.

Подготовлено по материалам ScienceNOW.

Можно ли найти темную материю на ЗемлеМожно ли найти темную материю на Земле