Сероводород, возможно, спасает от старения

Пытаясь найти способ продлить жизнь и замедлить старение, наука порой обращается к самым странным — с обычной точки зрения — веществам. В журнале Molecular and Cellular Biology появилась статья исследователей из Университета Южного Китая, в которой те предлагают сероводород в качестве очередного чудо-средства против старения. Да-да, речь о том самом сероводороде, который пахнет тухлыми яйцами (точнее, это тухлые яйца пахнут сероводородом) и который получается при распаде белков.

Однако мало кто, пожалуй, знает, что сероводород образуется и в живом организме, играя довольно заметную роль в физиологии. Например, он расслабляет гладкую мускулатуру кровеносных сосудов, участвуя тем самым в регуляции кровяного давления. Кроме того, известны его антиоксидантные и противовоспалительные свойства. У мышей с отключённым геном, ответственным за синтез сероводорода, начинался обширный атеросклероз, который, как известно, возникает не в последнюю очередь из-за хронического воспаления.

Почувствовав запах сероводорода, не спешите зажимать нос: возможно, вы тем самым закрываете себе путь к долгой и счастливой жизни. (Фото daveynin.)

В статье, опубликованной китайскими учёными, говорится о гене klotho, который во многом определяет срок жизни (что можно понять хотя бы из его названия). Ген klotho влияет на срок жизни разными способами, и не в последнюю очередь благодаря контролю над синтезом антиоксидантов. В почках он подавляет работу ангиотензинпревращающего фермента, повышающего кровяное давление. Сероводород стимулирует активность klotho, тем самым повышая уровень антиоксидантов и снижая давление. Учёные полагают, что проблемы с давлением в пожилом возрасте не в последнюю очередь связаны с падением содержания сероводорода в плазме крови. Кроме того, H2S активирует фермент сиртуин SIRT1, который, как считается, тоже помогает замедлить старение за счёт подавления окислительного стресса.

И это не считая таких «мелочей», как замедление нейродегенеративных заболеваний: у людей с синдромом Альцгеймера уровень H2S в тканях заметно снижен, а у животных его отсутствие увеличивало вероятность болезни Паркинсона. Ну и напоследок надо упомянуть, что сероводород ещё и раку противодействует (куда ж, как говорится, без этого). Правда, его противораковые свойства были показаны только на животных моделях.

Вообще говоря, сероводород не первое соединение такого рода, что может давать множественные физиологические эффекты. Один из самых ярких примеров — монооксид азота, который известен большинству вовсе не как важный молекулярный сигнал в клетках, а просто как очередное газообразное вещество из школьной программы по химии. Однако когда у вещества появляется совершенно неописуемое количество важнейших и полезнейших свойств, возникает некоторое подозрение, что исследователи, скажем так, слишком увлекаются. Вполне возможно, что сероводород оправдает возлагаемые на него надежды, однако всё равно не мешает помнить, что говорил Джеймс Уотсон про рак и антиоксиданты, а также что слава сиртуинов оказалась несколько преувеличенной.

Подготовлено по материалам American Society for Microbiology.