Продолжительность жизни выросла до современного показателя всего за столетие

Сейчас люди живут дольше, чем когда бы то ни было, причём продолжительность жизни выросла в результате улучшения внешней среды, а не генетическим путём.

В Японии 72 года — всё равно что тридцать столетие назад, ибо сегодняшний японец имеет такие же шансы умереть в 72 года, как его предок, живший во времена охоты и собирательства, — в 30 лет. Исследователи подчёркивают, что это всечеловеческая тенденция.

Фото Jamil Soni Neto.

Биологи увеличивают продолжительность жизни червей, плодовых мушек и мышей с помощью селекции и возни с эндокринной системой. Но то, чего добились люди всего за четыре поколения, превосходит лабораторные достижения, подчёркивает ведущий автор работы Оскар Бургер из Института демографических исследований Общества Макса Планка (ФРГ).

Учёные проанализировали данные о смертности в Швеции, Франции и Японии, а также о смертности среди современных охотников-собирателей и шимпанзе (последние — ближайшие к нам по генетическим показателям приматы).

Сменилось уже приблизительно 8 тыс. поколений людей, но только четыре последних имеют показатель продолжительности жизни, аналогичный современному. У охотников-собирателей он сопоставим с таковым диких шимпанзе.

Учёные отмечают, что главную роль в этом сыграла не генетика, а успехи медицины, повышение качества питания, всеобщее образование, улучшение жилищных условий и прочее. И это самый быстрый прогресс со времён нашего разделения с шимпанзе, причём наибольших улучшений человечество добилось в нижней возрастной категории. У охотника-собирателя вероятность умереть к 15 годам в 100 раз выше, чем у цивилизованного человека.

Насчёт того, что будет дальше, авторы исследования отказываются говорить, оправдываясь тем, что сейчас переходный период и никто не знает, когда мы достигнем следующей точки стабильности. Тем не менее находятся специалисты, готовые дать прогноз. «Кривые смертности сегодня находятся в нижней точке из возможных, а это с высокой степенью вероятности означает, что продолжительность жизни уже не сможет расти», — считает, например, Калеб Финч из Университета Южной Калифорнии (США), изучающий биологические механизмы старения.

Далее г-н Финч утверждает, что экологическая деградация, в том числе изменение климата и озоновое загрязнение, вкупе с ожирением могут отбросить нас к самому началу периода бурного прогресса. «Сделать разумное предсказание невозможно, но вы посмотрите, например, на Лос-Анджелес, где столько «грязи» в воздухе, что вы легко можете заболеть раком», — говорит учёный.

Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Подготовлено по материалам LiveScience.

Дмитрий Целиков, Компьюлента