Белок роговицы глаза поможет в создании новых антимикробных препаратов

У цитокератина роговицы обнаружены мощные лечебные свойства: и белок, и его фрагменты эффективно уничтожают самые разные патогенные бактерии, при этом они безвредны для клеток человека и могут работать в солевых растворах.

Клетки тонкого кишечника; цитокератины окрашены синим. (Фото Stephanie Schuller.)

В поисках новых антибактериальных средств исследователи из Калифорнийского университета в Беркли (США) в прямом смысле заглянули в глаза. И не зря: глазная роговица — одно из самых незащищённых мест в организме, но при этом бактериям внедриться в неё чрезвычайно трудно. Чтобы выяснить секрет такой выдающейся антимикробной устойчивости, учёные пробовали заразить культуру эпителиальных клеток роговицы бактерией Pseudomonas aeruginosa, которая часто служит причиной лёгочных инфекций. Затем с помощью масс-спектрометрии они анализировали белки, которые были наиболее активны в антимикробных войнах.

В результате удалось определить белок, называемый цитокератином-6А. Раньше считали, что цитокератины выполняют в клетках чисто структурную функцию, об их антимикробных свойствах наука помалкивала. И это несмотря на то, что тот же цитокератин-6А обнаруживали в больших количествах не только в роговице глаза, но и в коже, волосах и ногтях — то есть там, где содержание бактерий особенно велико. Словом, учёные взяли белок на заметку и приступили к его исследованию.

Мощным антимикробным действием обладает не только сам белок, но и его фрагменты размером в десять аминокислот, пишут авторы работы в Journal of Clinical Investigation. Дальнейшие эксперименты показали, что пептидные фрагменты цитокератина-6А эффективно уничтожают бактерии как в воде, так и в солевом растворе. Это делает возможным их применение в медицине — поскольку все внутренние жидкости нашего организма в той или иной степени являются солевыми растворами.

Перед их действием не могут устоять ни стафилококки, ни стрептококки, ни кишечная палочка. Для клеток человека они нетоксичны, и их легко синтезировать. Поэтому надежды на цитокератины как на новый источник мощных антимикробных препаратов кажутся вполне реалистичными.

Подготовлено по материалам Калифорнийского университета в Беркли.

Кирилл Стасевич, Компьюлента