Проблемы со сном могут быть ранним признаком альцгеймеризма

Проблемы со сном могут быть одним из самых ранних признаков болезни Альцгеймера, утверждают учёные из Медицинской школы при Вашингтонском университете в Сент-Луисе (США).

Фото Oliver Killig / dpa / Corbis.

Экспериментируя с мышиными моделями, специалисты во главе с Дэвидом Хольцманом установили: когда в мозге появляются первые признаки амилоидных бляшек, нормальный цикл сна — бодрствования значительно нарушается. Таким образом, обнаружив проблемы со сном, можно распознать нейродегенеративное заболевание в самом «зародыше».

Лаборатория г-на Хольцмана одной из первых обнаружила связь между нарушениями сна и альцгеймеризмом. Опыты проводились на генетически модифицированных мышах, у которых бляшки в мозге начинали появляться по мере старения. В исследовании, отчёт о котором был опубликован в 2009 году, демонстрировалось, что уровень в мозге бета-амилоида, основного ингредиента бляшек, вырастает естественным образом, когда здоровую молодую мышь будят через короткое время после засыпания. Лишение сна нарушает нормальный суточный цикл у грызунов и усиливает отложение бляшек.

Похожие рост и падение концентрации бета-амилоида позднее были обнаружены в спинномозговой жидкости у здоровых людей. Новая же работа показала, что после появления первых признаков образования бляшек прекращаются естественные колебания уровня этого белка и у мышей, и у человека. Учёные полагают, что бляшки как бы вытягивают бета-амилоид из процессов, которые в обычных условиях выводят белок из мозга.

Мыши — ночные животные, обычно они спят по 40 минут в течение каждого часа в дневное время суток. Но когда в их мозге начинается формирования бляшек, средняя продолжительность сна сокращается до 30 минут в час.

Чтобы удостовериться в том, что бета-амилоид напрямую связан с изменениями сна, исследователи давали вакцину от данного белка новой группе мышей с такими же генетическими модификациями. По мере старения животных выяснилось, что бляшки у них не образуются. Структура их сна осталась нормальной, а уровень бета-амилоида продолжал регулярно расти и снижаться.

Теперь учёные пытаются выяснить, возникают ли проблемы со сном у пациентов с маркерами болезни Альцгеймера вроде бляшек в мозге, ещё не имеющих нарушений памяти или когнитивных расстройств.

Результаты исследования опубликованы в журнале Science Translational Medicine.

Подготовлено по материалам Медицинской школы при Вашингтонском университете в Сент-Луисе.